Административное наказание, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Проходящие в последние 12 лет социально-экономические преобразования в стране привели к резкому сокращению производства, снижению доходов у большей части населения, свыше 40% которого находится за чертой бедности, массовой безработице, потере нравственных идеалов со стороны многих граждан и особенно среди молодежи. И как следствие этого отмечается резкий рост антиобщественных проявлений и тяжких преступлений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Административное наказание, понятие и виды 4
2. Возбуждение дела об административных правонарушениях 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по административному праву.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Лишение специального права, ранее  предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое  нарушение порядка пользования  этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права применяется  чаще всего в отношении водителей  транспортных средств.

Административное наказание в виде лишения специальных прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.).

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

Административный арест устанавливается  и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административный арест является самым суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности  с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  заключается в принудительном и  контролируемом их перемещении через  Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации11.

Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания  за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в РФ документов.

Дисквалификация может применяться  к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев до трех лет. Статьями Особенной части КоАП дисквалификация предусмотрена  за нарушение законодательства о  труде и об охране труда, за фиктивное  или преднамеренное банкротство, неправомерные  действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

 

2. Возбуждение дела  об административных правонарушениях

 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента  составления первого официального документа. Закон четко устанавливает, что составление такого документа лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, признается особым юридическим фактом - возбуждением такого дела.

Это, во-первых, составление первого  протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ.

Дата составления протокола  о применении меры обеспечения производства признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела.

Во-вторых, дело считается возбужденным с даты составления протокола  о совершении административного  правонарушения, если по делу ранее  не составлялись протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или  иные процессуальные документы.

В-третьих, дело считается возбужденным с даты вынесения прокурором постановления  о его возбуждении, если ранее  по делу не составлялись иные процессуальные документы.

В-четвертых, дело считается возбужденным с даты вынесения компетентным должностным лицом определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ, если ранее по делу не составлялись иные процессуальные документы.

В-пятых, дело считается возбужденным с момента оформления административного взыскания (предупреждения, штрафа) на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется12.

Таким образом, датой возбуждения дела об административном правонарушении признается дата совершения впервые по делу одного из следующих процессуальных действий:

1) вынесение специального постановления,  определения о возбуждении дела;

2) составление протокола о применении  меры обеспечения производства или о совершении административного правонарушения;

3) наложение административного  взыскания на месте совершения  правонарушения в случаях, когда  законом допускается упрощенное (беспротокольное) производство.

В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ закреплены законные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

Во-первых, это непосредственное обнаружение  должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением  определенных правил и составлять протоколы  о их нарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения. Следует отметить, что уголовный процесс такого повода не знает, поскольку лицо (если оно не ведет расследования), непосредственно обнаружившее данные о преступлении, независимо от занимаемой должности в уголовном процессе может быть только свидетелем. С целью обеспечения оперативности и экономичности административного процесса по рассматриваемой категории дел закон закрепил такой повод для возбуждения дела об административном правонарушении. На практике именно сотрудники полиции, государственные инспекторы, военкомы и иные должностные лица, осуществляющие государственный надзор за выполнением соответствующих правовых норм, обнаруживают многие неправомерные действия и, реагируя на них, возбуждают дела об административных правонарушениях.

Во-вторых, поводами для возбуждения  дел могут быть материалы, полученные из государственных и муниципальных органов, общественных организаций, если в них содержатся данные, свидетельствующие о наличии события правонарушения.

В-третьих, поводами являются сообщения  в средствах массовой информации, сообщения и заявления, полученные от граждан, организаций, если они содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения13.

В отношении третьей группы поводов  к возбуждению дел об административных правонарушениях законодатель установил  небольшие ограничения. Сообщения средств массовой информации, физических и юридических лиц не могут быть основаниями возбуждения дел по следующим статьям КоАП РФ:

1) ч. 2 ст. 5.27 (повторное нарушение  законодательства о труде и  об охране труда);

2) ст. 14.12 ("Фиктивное или преднамеренное банкротство");

3) ст. 14.13 ("Неправомерные действия  при банкротстве");

4) ст. 14.21 ("Ненадлежащее управление  юридическим лицом");

5) ст. 14.22 ("Совершение сделок  и иных действий, выходящих за  пределы установленных полномочий");

6) ст. 14.23 ("Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом").

Особенности этой группы составов состоят  в том, что они:

а) направлены на борьбу с ненадлежащим управлением юридическим лицом;

б) связаны с применением такого наказания, как дисквалификация (кроме ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) устанавливают особые правила  возбуждения таких дел14.

Наряду с поводами, названными в  п. 1 и 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, основаниями  для их возбуждения могут быть следующие сообщения (заявления):

а) собственника унитарного предприятия;

б) органов управления юридического лица;

в) арбитражного управляющего.

При решении гражданского дела о  банкротстве поводом к возбуждению  дела об административном правонарушении может быть заявление (сообщение) собрания (комитета) кредиторов.

В ч. 7 ст. 141 УПК РФ сказано: "Анонимное  заявление о преступлении не может  служить поводом для возбуждения  уголовного дела". Аналогичного условия  признания заявления (сообщения) поводом  к возбуждению дела об административном правонарушении КоАП РФ не содержит. Должностное лицо, получившее анонимное заявление (сообщение), исходя из конкретных обстоятельств, само вправе решить вопрос, как реагировать на такой повод.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обязаны рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления только при наличии одного из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о наличии события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом. Во многих случаях дело считается возбужденным с момента его составления. Но еще более значимым является то обстоятельство, что без протокола дело не может быть рассмотрено, а следовательно, не может быть вынесено и постановление (определение) по делу.

Если совершено административное правонарушение, протокол не составляется лишь в двух случаях:

1) дело об административном правонарушении  возбуждено прокурором (ст. 28.4 КоАП  РФ);

2) административное взыскание налагается на месте совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).

Протокол должен быть составлен  на каждого правонарушителя. Если административное правонарушение совершено группой  лиц, протоколы должны быть составлены на каждого участника правонарушения отдельно. В случае если признано необходимым привлечь к административной ответственности юридическое лицо и его должностных лиц, на каждого субъекта должен быть составлен протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении гражданину или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В частности, соответствующие лица должны знать о своем праве заявлять ходатайства, представлять доказательства, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление и иные действия (акты) субъектов власти, использовать права отвода должностных лиц. Права и обязанности должны быть разъяснены и иным участникам производства по делу об административном правонарушении (потерпевшему, свидетелям, специалистам, экспертам, понятым).

Физическому лицу (законному представителю  юридического лица), в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Составитель протокола обязан обеспечить ему возможность ознакомления с протоколом, т.е. либо вслух прочитать его текст, либо дать возможность лицу самому его изучить. Физическое лицо (законный представитель юридического лица) вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Написать такие объяснения, замечания лицо вправе собственноручно или их может по просьбе лица записать составитель протокола, иной участник производства. В протоколе должна быть сделана запись, что объяснения (замечания) на одном, двух и более листах прилагаются к протоколу. Широко распространена и практика, в соответствии с которой в заранее отведенном в формуляре протокола месте объяснения записываются обвиняемым или с его слов.

Часть 6 ст. 28.2 КоАП РФ обязывает лиц, составивших протокол, по просьбе  физического лица (законного представителя  юридического лица), привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего вручать им под расписку копии протоколов об административном правонарушении. А запись об этом должна быть произведена в первом экземпляре протокола.

Появление в КоАП РФ ст. 28.3, которая  регулирует, какие уполномоченные законом лица и о каких правонарушениях вправе составлять протоколы, - серьезный шаг в развитии российского законодательства, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях. Такая норма впервые закреплена на федеральном уровне.

При составлении протокола об административном правонарушении гражданину или законному  представителю юридического лица, в  отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены его права  и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В частности, соответствующие лица должны знать о своем праве заявлять ходатайства, представлять доказательства, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление и иные действия (акты) субъектов власти, использовать права отвода должностных лиц. Права и обязанности должны быть разъяснены и иным участникам производства по делу об административном правонарушении (потерпевшему, свидетелям, специалистам, экспертам, понятым).

Физическому лицу (законному представителю  юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Составитель протокола обязан обеспечить ему возможность ознакомления с протоколом, т.е. либо вслух прочитать его текст, либо дать возможность лицу самому его изучить. Физическое лицо (законный представитель юридического лица) вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Написать такие объяснения, замечания лицо вправе собственноручно или их может по просьбе лица записать составитель протокола, иной участник производства. В протоколе должна быть сделана запись, что объяснения (замечания) на одном, двух и более листах прилагаются к протоколу. Широко распространена и практика, в соответствии с которой в заранее отведенном в формуляре протокола месте объяснения записываются обвиняемым или с его слов.

Информация о работе Административное наказание, понятие и виды