Административная реформа государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование целей, этапов реализации и перспектив реализации административной реформы. Поставленная цель определяет постановку и решение следующих задач:
- определить понятие и сущность реформирования и административной реформы;
- проанализировать мировой опыт проведения административных реформ;
- определить цели и направления административной реформы в России;
- изучить нормативно-правовую базу административной реформы в РФ и ее этапы;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Административная реформа : сущность и исторический опыт……………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность реформирования и административной реформы……………………………………………………………………….....6
1.2 Мировой опыт административных реформ и его применение в России…………………………………………………………………………….9
Глава 2. Современная административная реформа в РФ………………...17
2.1 Цели и направления современной административной реформы в РФ…………………………………………………………………………………17
2.2 Нормативно-правовое обеспечение и этапы административной реформы……………………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 43.99 Кб (Скачать)

- предоставление качественных  публичных услуг населению;

- обеспечение права граждан  на объективную информацию.      

Условиями модернизации государственного управления являются:

- совершенствование структурно-институциональной  организации государственного управления,

- повышение качества кадрового  состава государственных органов, 

- минимизация затрат в  оптимальном соотношении с объективными  потребностями развития

- модернизация человеческого  ресурса.

Нормативными документами  определены следующие направления  административной реформы в РФ:

1) совершенствование структурно-институциональной  организации системы государственного  управления;

2) внедрение гибко-модульных  систем менеджмента, маркетинга  и мониторинга, связанных с  проведением социальных мероприятий  политического, административного,  экономического, правового характера; 

3) внедрение механизма  взаимодействия государственных  органов с партиями и иными  общественными организациями, средствами  массовой информации, другими институтами  гражданского общества, включая  создание в собственной структуре  служб по связям с общественностью; 

4) совершенствование информационно-коммуникационных  систем, обеспечивающих выполнение  управленческих функций; 

5) оптимизация организационно-структурных  механизмов рационализации государственного  аппарата;

6) наращивание кадрового  потенциала.

2.2 Нормативно-правовое  обеспечение и этапы административной  реформы

Федеральные законы № 95 (от 4 июля 2003 г.) и № 131 (от 6 октября 2003 г.) закрепили подходы к разграничению  полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а  также органов местного самоуправления, Федеральный закон № 122 (от 22 августа 2004 г.) привнес разграничение полномочий в отраслевое законодательство. Многие полномочия, равно как и соответствующие  немалые части бюджетных доходов, собственности, прав распоряжения природными ресурсами и т.д., перешли к  федеральному центру.

В начале 2005 г. президентской  властью была инициирована подготовка предложений руководства субъектов  РФ по очередному изменению принадлежности отдельных полномочий, однако на сей  раз с передачей части федеральных  полномочий на региональный, а субфедеральных — на местный уровни.

Регламентация и стандартизация рассматриваемых действий органов  исполнительной власти пока сориентированы на процесс оказания услуг, а не на сами услуги, регламентируется и стандартизируется  только организация взаимодействия вышеназванных сторон по поводу той  или иной государственной услуги (включая процедуры обжалования  форм ее получения гражданами), тогда  как качественное ее содержание остается в стороне.      Главная  цель первого этапа административной реформы - преодоление отмеченных недостатков,

Принципиальными приоритетами развития государственного управления объявлялись значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и  структуры, обновление административных процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом. Ключевые задачи первого этапа:

1)   ограничение вмешательства  государства в экономическую  деятельность субъектов предпринимательства,  в том числе прекращение избыточного  госрегулирования;

2)  исключение дублирования  функций и полномочий федеральных  органов исполнительной власти;        

3)  развитие системы  саморегулируемых организаций в  области экономики; 

4)  организационное разделение  функций регулирования экономической  деятельности, надзора и контроля, управления госимуществом и предоставления  государственных услуг гражданам  и юридическим лицам; 

5)  завершение процесса  разграничения полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов РФ, оптимизация  деятельности территориальных органов  федеральных органов исполнительной  власти.

Перечисленные задачи на первом этапе реформы полностью решены не были.

Наиболее заметными стали  радикальные перемены в структуре  и функциях федеральных и региональных органов исполнительной власти:

- 5,5 тыс. функций ее  федеральных органов примерно 1,5 тыс. функций были признаны  «избыточными», более 0,25 тыс. —  «дублирующими» и свыше 0,85 тыс.  — «требующими корректировки»;

- в результате количество  функций федеральной исполнительной  власти оказалось сокращенным  на четверть, а в оставшейся  их части примерно аналогичную  долю предстояло пересмотреть  либо уточнить.

Подобного рода изменения  произошли и на региональном уровне.

На первом этапе общегосударственная  административная реформа преломлялась на региональном уровне, главным образом, в формате упорядочения организации  управления как посредством рационализации распределения функций между  структурными подразделениями органов  исполнительной власти, так и исключения излишних звеньев управления.

В аналитической части  «Концепции административной реформы  в Российской Федерации в 2006—2010 годах», одобренной правительственным  распоряжением № 1789 от 25 октября 2005 г. дана оценка мероприятий, проведенных  в рамках первого этапа реформы:

1) в 2003— 2005 гг. проведена  лишь относительно небольшая  часть мероприятий реформы, а  по ряду ее приоритетных направлений  работы еще не начались (механизмы  реализации полномочий органов  исполнительной власти).

2) административные преобразования  затронули, главным образом, федеральный  уровень исполнительной власти, а на региональном уровне реформа  проходила фрагментарно, в экспериментальном  режиме.

Нерешенными остались следующие  проблемы: система исполнительной власти осталась весьма закрытой для граждан  и бизнеса; коррумпированность госаппарата  и падение доверия граждан  к государственным институтам и  госслужащим; сфера госуправления  превратилась в фактор, ограничивающий социально-экономическое развитие страны и повышение ее мировой конкурентоспособности.

Главными целевыми ориентирами  второго этапа в «Концепции административной реформы в Российской Федерации  в 2006—2010 годах», одобренной правительственным  распоряжением № 1789 от 25 октября 2005 г., объявлены:

1) повышение качества  и доступности государственных  услуг; 

2) дальнейшее ограничение  вмешательства государства в  экономическую деятельность субъектов  предпринимательства, в том числе  прекращение избыточного государственного  регулирования; 

3) повышение эффективности  деятельности органов исполнительной  власти.

Для достижения этих целей  необходимо решение следующих задач:

1) внедрение в органах  исполнительной власти принципов  и процедур управления, ориентированного  на результат; 

2) разработка и внедрение  стандартов государственных услуг,  предоставляемых органами госуправления,  а также административных регламентов  для последних; 

3) оптимизация функционирования  органов и введение в сферах  их деятельности антикоррупционных  механизмов;

4) повышение степени прозрачности  деятельности госорганов и рост  эффективности их взаимоотношений  с гражданским обществом; 

5) модернизация системы  информационного обеспечения органов  исполнительной власти;

6) формирование необходимого  организационного, информационного,  ресурсного и кадрового обеспечения  административной реформы, совершенствование  механизмов распространения успешного  опыта государственного управления.

Второй этап административной реформы предполагает не столько  продолжение структурно-функциональных преобразований в органах исполнительной власти, сколько модернизацию стиля  и методов ее деятельности, принципиальное обновление отношений исполнительной власти и общества (граждан и бизнеса)

Программно-плановые установки  второго этапа реформы:

а) продолжить начатую работу по организационному разделению правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций управления госимуществом  и предоставления государственных  услуг, а также по передаче отдельных  функций, осуществляемых органами исполнительной власти, субъектам предпринимательства, способным эффективно их осуществлять в самостоятельном режиме;

б) завершить процедуру  определения необходимых и устранения избыточных функций федеральных  и региональных органов исполнительной власти. Как подчеркивается в «Концепции...», в первоочередном порядке следует  законодательно закрепить упразднение  функций, не имеющих под собой  достаточных правовых оснований  и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности  на предпринимателей, причем особые надежды  возлагаются на сильные и эффективные  институты саморегулирования, которым  может быть передана часть функций, исполняемых сейчас государством.

в) меры по созданию единого  правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, передаче части функций по контролю и надзору субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям.

Намечаются также: административные преобразования антикоррупционного характера; разработка стандартов и регламентов; административное регламентирование  и законодательное обеспечение  процесса оказания государственных  услуг; внедрение методик управления, ориентированного на результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под «административной реформой»  принято понимать преобразования в  системе органов исполнительной власти с целью создания реально  действующей единой системы исполнительной власти, работающей в «автоматическом  режиме» в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при  органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными  полномочиями.

Ключевыми областями административных реформ являются: роль государства  в обществе; структура и функции  органов государственного управления; повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата; управление государственной службой; реформа финансового управления; подотчетность и прозрачность государственного аппарата.

Административные реформы  во всех странах основываются на принципах  целесообразности, прагматизма и  экономичности. Все мероприятия  в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности  информации о деятельности государственных  органов. Их цель – сделать государство  социально более сплоченным и  сильным, «приблизить» его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность  страны.

Укрепление системы власти на всех уровнях повлекло развитие процессов по разграничению полномочий, в том числе между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. Важным направлением административной реформы является реальное повышение  эффективности деятельности органов  исполнительной власти. Решение этой задачи диктуется необходимостью обеспечить высокую организованность всех звеньев исполнительной власти и государственных служащих, четкость и деловитость в осуществлении их компетенции и главное - позитивное влияние на деятельность производителей материальных и духовных благ - организаций, предприятий и учреждений.

Правовое регулирование  основных направлений административной реформы не должно ограничиваться принятием  актов на федеральном уровне:

федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, ведомственных актов. Применение административной реформы как инструмента построения эффективной исполнительной власти в Российской Федерации предполагает развитие федеральных правовых норм в законодательных актах субъектов  Российской Федерации и муниципальных  правовых актах.

К приоритетным направлениям административной реформы относятся  разработка механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти для  их работы в новых условиях, стандартов качества и доступности государственных  услуг и административные регламенты исполнения осуществления государственных  функций и предоставления государственных  услуг (полномочий). Хорошие перспективы  развития имеет и такое направление  административной реформы, как обеспечение  информационной открытости деятельности органов исполнительной власти.

Информация о работе Административная реформа государственного управления