Административная ответственность и ее субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:13, реферат

Краткое описание

В работе дается понятие административной ответственности, описываются ее основные черты, а также рассматриваются физические и юридические лица как субъекты административной ответственности.

Оглавление

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие административной ответственности и её черты.......................5
2. Субъекты административной ответственности......................................10
2.1 Физические лица как субъекты административной ответственности..10
2.2 Юридические лица как субъекты административной
ответственности.....................................................................................15
Заключение.................................................................................................19
Список использованных источников.........................................................21

Файлы: 1 файл

КР по праву_АО и субъекты.docx

— 41.91 Кб (Скачать)

Порядок исполнения постановлений  о применении такого взыскания урегулирован Статьей 2.6. КоАП РФ.

Отдельные категории иностранных  граждан в соответствии с действующим  законодательством России, международными договорами и конвенциями пользуются иммунитетом от административной юрисдикции России. К ним относятся главы  иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического корпуса (советники, торговые представители, военные атташе и помощники этих лиц, первые, вторые и третьи секретари и др.), главы  консульских представительств и  некоторые консульские должностные лица. Иммунитет распространяется и на членов их семей. Таким иммунитетом обладают также члены государственных, парламентских и правительственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. За совершенные административные правонарушения в России вопрос об ответственности вышеуказанных лиц разрешается дипломатическим путем.

Административная ответственность  должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей. Статус должностного лица, установленный ст. 2.4 КоАП, распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей. Действующее законодательство отождествляет понятие «юридическое лицо» и «организация». В соответствии с ГК юридическим лицом является организация, наделенная полномочиями, установленными п.1 ст. 48 ГК. Таким образом, лица, осуществляющие организационнно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественных объединениях, не имеющих статуса юридического лица, например, лица, осуществляющие указанные функции в религиозных группах, не относятся к должностным лицам и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП для граждан. По смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП, лица, осуществляющую предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели, несут ответственность как должностные лица, если в КоАП не предусмотрено иное. Применительно к КоАП установлены различия в административно-правовом статусе индивидуального предпринимателя и должностного лица.

Административная ответственность  за проступки должностных лиц  предусмотрена также отдельными федеральными законами. В ст.289-306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в примечании 1 к ст. 285 УК. К правонарушителям – должностным лицам, как правило, относят государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицам, не наделенными правомочием лица: так, при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции. Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

 

2.2 Юридические  лица как субъекты административного  права

Административная ответственность  распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и  на юридические лица. Законодательство об административной ответственности  организаций ещё не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям).

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все  правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит  свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица.

Среди субъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемые понятием «юридические лица», которое дается в ст. 48 ГК РФ. Административную ответственность юридических лиц  характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего, и в основном это касается понятия вины.

Вина – необходимое  условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни уголовной, ни дисциплинарной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).

Естественно, понятие вины применительно к юридическим  лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к  административной ответственности  привлекаются физические лица. При этом выяснение характера вины в отношении юридических лиц через призму классического понимания умысла или неосторожности является беспредметным. В теории права вина юридического лица всегда рассматривалось как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий. Иными словами, фактически исследовался вопрос о наличии либо отсутствии вины с учетом конкретных действий или бездействия, активности юридического лица в связи с нарушением установленных законодательством правил, норм, стандартов.

В административном праве  может существовать комплексное  понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективные подходы.

Объективная вина, как это  установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки  зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная вина – отношение  организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к  противоправному действию. Иными  словами, назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.

Мерой ответственности применительно  к юридическим лицам может  служить только административное наказание.

Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудие совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

Характеризуя административную ответственность юридических лиц  как неблагоприятные последствия  виновного неисполнения обязанности, нельзя удовлетвориться ее пониманием только как ответственности за противоправное деяние. Применение административного  наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с целью обеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

Обобщая сказанное, можно  дать следующее определение: административная ответственность юридических лиц  – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

При этом важно отметить, что с 1 июля 2002 г. юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В различных отраслях и  сферах применение мер административной ответственности к юридическим  лицам осуществляется на основе действующих  нормативных правовых актов (до их отмены) и характеризуется определенными особенностями.

 

Заключение

Изучая данную тему, можно  прийти к выводу, что сфера применения административного законодательства все более расширяется и затрагивает традиционные гражданско-правовые институты. Для приблизительной ориентации в этом вопросе мы познакомились с понятием административной ответственности и её основными признаками:

  • административная ответственность налагается за административные правонарушения;
  • административная ответственность всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица;
  • административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.

Субъектами  административной ответственности  являются как физические, так и юридические лица.

Физические  лица несут административную ответственность  с 16 лет. Согласно КоАП, существует различие применения мер административной ответственности между должностными лицами, военнослужащими, иностранными гражданами и лицами без гражданства и т.д. Что касается юридических лиц, в действующем Кодексе об административных правонарушениях значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний данным лицам. Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления - административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица.

Обязательным условием государственности  является наличие механизма правового  реагирования на нарушения прав и  свобод граждан, а также на нарушения  законодательно закреплённых норм и  правил жизнедеятельности общества и государства. Это и является одной из основных задач законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Интересы личности, общества и государства не должны противоречить  друг другу, а находиться в гармоничном  сочетании.

 

Список используемых источников

1. Агапов А.Б. Административное право [Текст]: учебник А.Б.Агапов. – М., 2006. – 984 с.

2. Акопов Л.В. Административное право [Текст]: учебник Л.В.Акопов, М.Б.Смоленский. – М., 2010. – 352 с.

3. Кубанкина Е.И., Павленко В.В. Административное право [Текст]: учебное пособие Е.И.Кубанкина. – М., 2006. – 208 с.

4. Российская Федерация.  Законы. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  [Текст]: [федеральный закон от 28.07.2012 №140-Ф3 //Собрание законодательства РФ.-2012.

 


Информация о работе Административная ответственность и ее субъекты