ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
индустриальный университет»
кафедра «Социологии, политологии
и Права»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Правоведение»
Тема «Административная
ответственность и ее субъекты»
Выполнил: ст. Иванов АА
СПС-09, 4курс
Арх.-стр.институт
Проверил: Петров А.С.
г. Чита, 2012
Содержание
Введение.......................................................................................................3
1. Понятие административной
ответственности и её черты.......................5
2. Субъекты административной
ответственности......................................10
2.1 Физические лица как
субъекты административной ответственности..10
2.2 Юридические лица как
субъекты административной
ответственности.....................................................................................15
Заключение.................................................................................................19
Список использованных источников.........................................................21
Введение
Административное право
является одной из важнейших отраслей
системы российского права. Оно
предназначено для регулирования
общественных отношений в самой многогранной
области осуществления исполнительной
власти и государственного управления,
административной ответственности и др.
Административное право характеризуется
наибольшей мобильностью и широкой сферой
охвата в отношениях по управлению хозяйственным,
социально-культурным и политико-правовым
строительством. Задачи, стоящие перед
административным правом в правовом регулировании
общественных отношений, обширны и значимы.
Нормы административного права упорядочивают
и закрепляют наиболее многообразные
общественные отношения, способствуют
зарождению новых отношений, соответствующих
духу времени и идущим реформам.
Это позволяет говорить о
важном месте административного
права в системе российского права
и его определяющем влиянии на ход общественного
развития.
Административное право
регулирует общественные отношения
при помощи норм административного права.
Установленная правовой нормой совокупность
признаков, при наличии которых противоправное
деяние признается проступком, определяет
состав административного правонарушения,
которое является основанием административной
ответственности.
Административная ответственность
характеризуется в первую очередь
множественностью правовых норм, регулирующих
разнообразные аспекты деятельности
органов государственного управления
в различных отраслях и сферах государственного
управления. Ещё одной характерной чертой
является то, что административная ответственность
носит всеобщий характер, т.е. ее нормы
и правила обязательны для всех лиц без
исключения, а именно физических и юридических
лиц, которые являются субъектами административной
ответственности.
Так в данной работе я
решила рассмотреть правовые основы субъектов
административной ответственности –
это основная цель.
Поставленная цель достигалась
путем решения следующих задач:
- Разобраться в понятии
административная ответственность.
- Понять правовую основу
субъектов административной ответственности.
При написании настоящей
работы изучалась практика применения
КоАП РФ и учебная литература, связанная
с административным правом.
1.
Понятие административной ответственности
и её черты
Под административной ответственностью
понимается такая разновидность
юридической ответственности (наряду
с уголовной, дисциплинарной и материальной),
которая выражается в применении полномочным
органом или должностным лицом административного
наказания к лицу, совершившему административное
правонарушение.
Административная ответственность
обладает признаками, свойственными юридической
ответственности вообще.
Административная ответственность
представляет собой меры принудительного
воздействия, применяемые к (физическому,
юридическому) лицу, виновному в совершении
административного правонарушения, ограничивающие
имущественные (неимущественные) права
нарушителя либо устанавливающие его
дополнительные обязанности.
Административная ответственность
основывается на следующих признаках:
- Законность;
- Целесообразность ответственности;
- Ответственность за вину;
- Неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
- Индивидуализация мер ответственности;
- Гуманизм;
- Гласность.
Особенности административной
ответственности, позволяющие ограничить ее
от других видов ответственности:
- Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. Вместе с тем административная ответственность применяете за нарушение не каждой нормы административного права, а те из них, которые содержат указание на административную ответственность.
- Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.
- Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица — предприятия, организации.
- По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.
- Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.
- Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс. Административная ответственность за правонарушения, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), т.е. находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
- Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть, отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы. В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.
- Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, служащие и вспомогательный персонал, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
- Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.
- Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского судопроизводства.
- Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.
- Важная черта административной ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально - деликатных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем; рассмотреть дело, вынести законное, обоснованное и справедливое решение, обеспечить его исполнение. Нередко при реализации, административной ответственности материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения в порядке так называемого усеченного процесса ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.
2.
Субъекты административной ответственности
2.1 Физические
лица как субъекты административной ответственности
При привлечении физического
лица к административной ответственности
за совершенное административное правонарушение
одним из решающих моментов является
правильное понимание субъекта административной
ответственности. Статья 2.3. КоАП РФ установила,
что лицо, достигшее к моменту
совершения административного правонарушения
шестнадцати лет, подлежит административной
ответственности. Это положение
не только не противоречит Конституции
РФ, Гражданскому Кодексу РФ, Трудовому
Кодексу и УК РФ, а, наоборот, корреспондируется
с нормами, содержащимися в этих
законодательных актах, хотя совершеннолетием
и признано восемнадцать лет, когда
человек в полной мере обладает всеми
политическими и имущественными
правами. Однако следует заметить, что
ответственность несовершеннолетних
за совершенные административные правонарушения
более либеральна, чем уголовная
ответственность. Учитывая также личностные
качества подростков, законодатель установил,
что к лицам в возрасте от 16
до 18 лет, совершившим административные
правонарушения, применяются меры,
предусмотренные Положением о комиссиях
по делам о несовершеннолетних Статья
2.3 КоАП РФ, утвержденным Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года.
Лишь за ряд административных правонарушений,
специально обозначенных в упомянутой
статье КоАП РФ, эти лица несут ответственность
на общих основаниях. В качестве дополнительных
гарантий прав несовершеннолетних закон
не позволяет применять к лицам, не достигшим
18-ти летнего возраста, административного
ареста. Совершение административного
правонарушения несовершеннолетним признается
смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение
такого лица в совершение административного
правонарушения - отягчающим вину обстоятельством.
Доведение несовершеннолетнего до состояния
опьянения родителями несовершеннолетнего
или иными лицами, злостное невыполнение
родителями или лицами, их заменяющими,
обязанностей по воспитанию и обучению
несовершеннолетних, а также потребление
несовершеннолетними наркотических веществ
без назначения врача и совершение ими
других правонарушений признаются самостоятельными
административными правонарушениями
с привлечением виновных в этом лиц к административной
ответственности. Кроме того, родители
или лица, их заменяющие, несут административную
ответственность за совершенное лицом
в возрасте от 14 до 16 лет мелкое хулиганство
или хулиганство, а также за появление
в общественных местах в пьяном виде подростков
в возрасте до шестнадцати лет или распитие
ими спиртных напитков.
Военнослужащие, призванные
на сборы военнообязанные, а
также лица рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел
за совершенные административные
правонарушения несут ответственность
по своим дисциплинарным уставам.
Лишь за ряд правонарушений, специально
оговоренных в Статье 2.5 КоАП РФ,
они подвергаются административной
ответственности на общих основаниях.
Другие лица, на которых распространяются
действия дисциплинарных уставов
или специальных положений о
дисциплине, несут дисциплинарную
ответственность за совершенные
административные правонарушения
только в случаях, прямо предусмотренных
этими актами. В остальных случаях
наступает административная ответственность
на общих основаниях. Работники
железнодорожного, морского, речного
транспорта и гражданской авиации,
на которых распространяется
действие уставов о дисциплине,
несут в соответствии с этими
уставами дисциплинарную ответственность
за совершенные ими при исполнении
служебных обязанностей административные
правонарушения. Это, прежде всего нарушение
правил, обеспечивающих безопасность
движения, правил пользования средствами
железнодорожного транспорта, повреждение
транспортных средств общего пользования
и их внутреннего оборудования, повреждение
на морском транспорте средств сигнализации
и связи; правил, обеспечивающих безопасность
пассажиров на судах морского и речного
транспорта; правил плавания, погрузки
и разгрузки речных судов; правил перевозки
опасных веществ и предметов и т.п. За совершение
других административных правонарушений
такие лица несут ответственность на общих
основаниях.
Иностранные граждане и лица
без гражданства за совершенные
ими административные правонарушения
на территории России несут административную
ответственность на общих основаниях,
как и граждане России. Однако следует
заметить, что только к иностранным
гражданам и лицам без гражданства
за некоторые правонарушения применяется
такая мера административных взысканий,
как административное выдворение за
пределы Российской Федерации. К
примеру, за нарушение указанными лицами
правил пересечения государственной
границы РФ, порядка следования от
государственной границы РФ до пунктов
пропуска через границу и в
обратном направлении, нарушение режима
в пунктах пропуска через государственную
границу РФ органы пограничной службы
РФ могут, кроме наложения штрафа,
применить административное выдворение
за пределы Российской Федерации.