Администаривно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:24, реферат

Краткое описание

Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.

Файлы: 1 файл

Администаривно-правовые нормы.docx

— 22.93 Кб (Скачать)

     Администаривно-правовые нормы. 

     1. Понятие и природа  административно-правовой  нормы. 

     Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.

     Если  рассмотреть характерные черты права, можно обратить на следующие его  составляющие:

     = Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения.

             = Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов,

отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни  общества и отношения людей.

             Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему: система права, отрасль, подотрасль, институт права.

             = Волевой характер. Государство в праве выражает волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.

     = Общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, в государственном управлении. Это кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.

       = Государственное принуждение выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством, им предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная.

     Среди правовых норм российских отраслей права  самыми разнообразными являются административно-правовые нормы. Они занимают самое большое  правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового  воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как  первичные правила поведения  облекаются в структурные формы  – источники административного  права.

               Для норм административного права характерны:

                          = ориентация на удовлетворение  преимущественно публичных интересов;

                  = односторонне-властное волеизъявление  стороны;

                  = широкая сфера усмотрения;

                  = преобладание директивно-обязательных  норм;

                  = нормативно-ориентирующее воздействие;

                  = прямое применение административных  санкций за правонарушение.

     В отечественной юридической литературе отмечается несколько признаков характеризующих норму права:

     первичная клетка права;

     государственное повеление;

     правило общего характера (для всех) и рассчитанное на многократное применение;

     формально определенное правило.

     Административно-правовые нормы отличаются от других норм большей  степенью взаимосвязанности внутри одного правового акт и в актах  разных органов. Проявляются принципы их подзаконности и строгой иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм.

     Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного и запрещенного  поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения.

     Специфика предмета административно-правового  регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других  отраслей права:

     императивный  характер;

     служат  для реализации функций и назначения исполнительной власти;

     обеспечивают  нормальное функционирование всей системы  исполнительной власти, устанавливают  процедуры и формы деятельности государственной администрации;

     адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности.

     определяют  административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и  правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере  исполнительной власти.

     являются  базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей;

     обеспечены  собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;

     устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую  силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции.

     носят подзаконный характер и могут  быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда.

               

2. Структура норм  административного  права 

     Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного  права имеют особенности.    

     Гипотеза  как условие применения нормы  зачастую не всегда выражена в ней  самой и может находиться в  структуре преамбулы, вводной части  или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

     Можно выделить некоторые виды гипотез  административно-правовой нормы:

             • по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные  обстоятельства) и относительно  определенные (общая характеристика  условий);

             • по способу изложения: казуистичные  и абстрактные;

             • по назначению: общие и специальные;

             • по внутренней структуре:  простые (одно условие) и сложные  (кумулятивные – одновременно  несколько условий, альтернативные  – одно из нескольких условий).

     Диспозиция  как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении  прав, обязанностей и ответственности  субъекта права.

         

     Диспозиция  может  быть различного вида:

                 ♦ по степени определенности: относительно определенная и  абсолютно-определенная: простая (признаки  в силу очевидности не называются) и  описательная (указывается  правило и его признаки).

         ♦ по форме изложения: бланкетная (ссылка на нормы другого акта) и отсылочная (ссылка на нормы  того же акта).            

     Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение  или невыполнение правил, установленных  диспозицией.

     Нормы санкции могут быть:    

     ~ пресекательные

     ~ восстановительные

     ~ карательные. 

3. Виды административно-правовых  норм 

     Выделяются  следующие виды административно-правовых норм:     

     1. по способу (методу) регулирования  поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы,  указания, дефиниции, запреты, учредительные,  санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы.

     2. по предмету регулирования:       

     - материальные - регулируют сущность  управленческих отношений (административно-правовой  статус участников, правовой режим  функционирования исполнительной  власти);

     - процессуальные - определяют порядок  и методы реализации материальных  норм государственного управления.

     3. по функциям права: регулятивные  и охранительные;

     4. по содержанию регулирования:      

     - общие - регулируют общие для  всех отраслей управления общественные  отношения;

     - особенные - регулируют общественные  отношения, складывающиеся в конкретных  сферах управления (экономической,  административно-политической, социально-культурной).      

     5. По предмету воздействия на  субъекты административного права  выделяют:

     = обязывающие - нормы, предписывающие  совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах  указания могут быть выражены  как обязательное предписание;  

     = иногда называют ограничительные  – вводят ограничения на поведение  субъекта;

     = запрещающие - нормы, предусматривающие  запрет на совершение тех или  иных действий в определенных  условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;  

     = уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

     = стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают  с помощью средств материального  или морального воздействия должное  поведение участников регулируемых  управленческих отношений;      

     = рекомендательные - рекомендательные  нормы чаще всего используются  во взаимоотношениях субъектов  исполнительной власти и негосударственных  формирований.

     6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по  кругу лиц:        

     а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;

      - общефедеральные: действуют в  пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);      

     - межтерриториальные (акты, действующие  в условиях чрезвычайного положения,  распространяются на ряд территориальных  образований);

     - нормы субъекта Федерации;     

     - местные (локальные);

     - специальные (определенный регион).     

     б) по сроку действия (во времени):

     постоянные, временные, чрезвычайные;

     срочные и бессрочные.     

Информация о работе Администаривно-правовые нормы