Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:24, реферат
Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.
Администаривно-правовые
нормы.
1.
Понятие и природа
административно-правовой
нормы.
Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.
Если рассмотреть характерные черты права, можно обратить на следующие его составляющие:
= Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения.
= Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов,
отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.
Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему: система права, отрасль, подотрасль, институт права.
= Волевой характер. Государство в праве выражает волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.
= Общечеловеческие ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, в государственном управлении. Это кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.
= Государственное принуждение выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством, им предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная.
Среди правовых норм российских отраслей права самыми разнообразными являются административно-правовые нормы. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права.
Для норм административного права характерны:
= ориентация на удовлетворение
преимущественно публичных
= односторонне-властное
= широкая сфера усмотрения;
= преобладание директивно-
= нормативно-ориентирующее
= прямое применение
В
отечественной юридической
первичная клетка права;
государственное повеление;
правило общего характера (для всех) и рассчитанное на многократное применение;
формально определенное правило.
Административно-правовые нормы отличаются от других норм большей степенью взаимосвязанности внутри одного правового акт и в актах разных органов. Проявляются принципы их подзаконности и строгой иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм.
Нормы
административного права
Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других отраслей права:
императивный характер;
служат для реализации функций и назначения исполнительной власти;
обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации;
адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целях упорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности.
определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти.
являются
базой для регулирования
обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;
устанавливаются
не только законами, но и в процессе
административного
носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда.
2.
Структура норм
административного
права
Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности.
Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.
Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы:
• по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий);
• по способу изложения:
• по назначению: общие и специальные;
• по внутренней структуре:
простые (одно условие) и
Диспозиция
как центральная часть
Диспозиция может быть различного вида:
♦ по степени определенности:
относительно определенная и
абсолютно-определенная: простая (признаки
в силу очевидности не
♦ по форме изложения:
Санкция административно-правовой нормы содержит меру ответственности за нарушение или невыполнение правил, установленных диспозицией.
Нормы санкции могут быть:
~ пресекательные
~ восстановительные
~
карательные.
3.
Виды административно-правовых
норм
Выделяются следующие виды административно-правовых норм:
1.
по способу (методу) регулирования
поведения субъектов нормы:
2.
по предмету регулирования:
-
материальные - регулируют сущность
управленческих отношений (
-
процессуальные - определяют порядок
и методы реализации
3.
по функциям права:
4.
по содержанию регулирования:
-
общие - регулируют общие для
всех отраслей управления
-
особенные - регулируют общественные
отношения, складывающиеся в
5.
По предмету воздействия на
субъекты административного
=
обязывающие - нормы, предписывающие
совершать определенные
=
иногда называют
= запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;
= уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);
=
стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают
с помощью средств
=
рекомендательные - рекомендательные
нормы чаще всего используются
во взаимоотношениях субъектов
исполнительной власти и
6.
В зависимости от предела
а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;
- общефедеральные: действуют в
пределах РФ, иногда за границей
(поведение граждан за
-
межтерриториальные (акты, действующие
в условиях чрезвычайного
- нормы субъекта Федерации;
- местные (локальные);
- специальные (определенный регион).
б) по сроку действия (во времени):
постоянные, временные, чрезвычайные;
срочные и бессрочные.