Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте.
По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Принятие управленческого решения это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Оглавление

Влияние информационного обеспечения на принятие
управленческого решения……………………………………………..….3
Контроль реализации управленческих решений………….…….12
Список использованной литературы…………………………….17

Файлы: 1 файл

управленческие решения к-1-2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

     
  1. Влияние информационного обеспечения на принятие

     управленческого решения……………………………………………..….3

  1. Контроль реализации управленческих решений………….…….12
  2. Список использованной литературы…………………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние информационного обеспечения на принятие управленческого решения 
 

     Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте.

     По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Принятие управленческого решения это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

     Принятие  решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации. Ответственность за принятие важных решений тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

     Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения. 

     Эффективность управления во многом обусловлена качеством  таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения центральный элемент управления и организации.

     Управленческое  решение это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов.

     Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

     Этот  же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации. Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений.

       Если первые теоретики социологии  управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры.

     Существует  множество методов, с помощью  которых может быть принято управленческое решение:

      1. декомпозиция – представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;

      2. диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь (используется при ограниченных ресурсах);

      3. экспериментальные оценки – формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются;

      4. метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности;

     5. метод неспециалиста – вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;

      6. линейное программирование;

      7. имитационное моделирование;

      8. метод теории вероятности;

      9. метод теории игр – задачи решаются в условиях полной неопределенности;

      10. метод аналогий – поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.

     Отличительными  чертами принятия решений в организации  являются следующие:

  1. сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  2. поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;
  3. процесс взаимодействия членов организации;
  4. выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  5. часть общего процесса управления;
  6. неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
  7. важность для выполнения всех других функций управления.

     Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это  решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

     Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения какой-то проблемы.

     Существует  много подходов к выделению различных  этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной c выполнением решения

     Любое управленческое решение проходит через  три стадии:

  1. уяснение проблемы: сбор информации;
  2. выяснение актуальности;
  3. определение условий, при которых эта проблема будет решена.

     Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами; оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности; составление программ решения; разработка и составление детального плана решения.

     Выполнение  решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний; контроль над выполнением решений.

     Первая  стадия процесса состоит в признании  необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.

     Каждое  новое решение в управлении возникает  на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.

     Быстрота  выявления этого расхождения зависит от двух факторов: способности системы управления делать это в режиме саморегулирования и опытности и индивидуальных характеристик менеджера.

     Определение и последующие формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.

     На  практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает возможности менеджера  в рамках имеющегося у него времени  на их решение.

     Стадия  выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в артериальные границы лучшего решения.

     Однако  нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом правлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив: "мозговая атака", метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п.

     Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.

     Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.

     Эксперимент как метод выбора альтернативы основан  на том, что берется одна или несколько альтернатив, и они апробируются на практике с целью определить, что произойдет дальше? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования.

Информация о работе Управленческие решения