Анализ внешнеэкономической деятельности в Костромской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является осуществить анализ внешнеэкономической деятельности РФ, в частности, Костромской области, с использованием методов статистики по направлениям потоков, странам и товарам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ознакомиться с теоретическими основами и законодательной базой внешнеэкономической деятельности;
Ознакомиться с видами международных экономических организаций;
Рассмотреть виды внешнеэкономических отношений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Теоретические и правовые основы внешнеэкономической деятельности..3
Внешнеэкономическая деятельность: законодательная база…..5
Виды международных экономических организаций……………8
Виды и формы внешнеэкономических отношений…………….12
2. Внешнеэкономическая деятельность в Костромской области……………24
2.1. Регулирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне………………………………………………………….24
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности Костромской области за 2003-2012 годы……………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 264.07 Кб (Скачать)

Под методами торговли понимаются либо прямые договоры, либо посреднические операции.

При прямом методе торговли экспортер сам занимается поиском клиентов на зарубежном рынке и организацией работы с ними. Соответственно нет необходимости выплачивать комиссионные вознаграждения посредникам. Сделка не ставится в зависимость от того, насколько добросовестен и опытен посредник. Экспортер владеет полной информацией о рынке и может оперативно корректировать характеристики товара или методы его продвижения в зависимости от ситуации.

Таким образом, продается сложное промышленное оборудование, осуществляется строительство крупных объектов, закупаются большие партии сырья и сельскохозяйственной продукции на основе долгосрочных соглашений.17

Однако позволить себе самостоятельную экспортную деятельность могут только крупные фирмы, обладающие специальными знаниями в области международной торговли. Для компаний, только начинающих экспортную деятельность, выгоднее воспользоваться услугами специализированных посредников.

Проблема состоит в том, что исследования незнакомого рынка требуют больших финансовых затрат экспортера. В то время как посредники уже обладают необходимыми опытом и знаниями. Кроме того, им хорошо знакомы обычаи местного рынка и его конкурентная среда. Кроме этого, посредники могут предоставлять клиентам дополнительные услуги, которые повышают шансы товара быть проданным (приспособление товара к условиям местного рынка, организация послепродажного сервисного обслуживания, разукрупнения партий товаров, продажа сопутствующих товаров, предоставление кредитов покупателям). Поэтому более половины внешней торговли осуществляется при помощи посредников: брокеров, торговых агентов, комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов.

Отдельные виды товаров в международной торговле продаются с помощью конкурсных методов торговли на товарных биржах, аукционах, международных торгах.

В настоящее время после отмены государственных квот на экспорт в России довольно активно внедряется конкурсный (тендерный) подход к экспортно-импортным поставкам.

Экспорт — вывоз за границу товаров национального происхождения или в значительной степени переработанных в стране с целью их продажи.

Импорт — ввоз иностранных товаров с целью их использования на внутреннем рынке.

Экспортно-импортные операции являются наиболее распространенными в международной торговле.

Встречная торговля (counter trade) — внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами. Это самый известный вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. Вытесненная впоследствии товарно-денежными отношениями встречная торговля в современных условиях приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене. На ее долю приходится от 25 до 30% объема международных торговых операций.

Инициаторами развития встречной торговли являются импортеры, которые в условиях нехватки валюты могут осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо используют в собственном производстве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.

Внешнеэкономическая сделка — это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей

Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:

• бартерные сделки (barter transactions);

• торговые компенсационные сделки (commercial compensation);

• промышленные компенсационные сделки (industrial compensation).

Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой одна сторона осуществляет поставку (зачастую согласовывая также необходимое финансирование) второй стороне товаров, услуг и/или технологии, которая используется последней для создания новых производственных мощностей. Данные поставки затем возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на созданных таким образом предприятиях (или иногда за счет поставок аналогичных товаров, произведенных третьими сторонами в данной стране). В торговой компенсационной сделке, как правило, отсутствуют подобные взаимоотношения между взаимными конкретными действиями обеих сторон.

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подразделяют все международные встречные сделки на две категории:

• торговая компенсация;

• промышленная компенсация.

Под торговой компенсацией понимается одна операция на небольшую или умеренную сумму, включая обмен крайне разнородными товарами, которые обычно органически не связаны между собой.

Под промышленной компенсацией понимаются такие сделки, которые охватывают продажу связанных между собой товаров на более крупную сумму, обычно соответствующую стоимости комплектного промышленного оборудования или готовых предприятий. При классификации международных встречных сделок следует исходить из организационно-правовой основы таких сделок и принципа компенсации. При таком подходе выделяется три вида международных встречных сделок:

• товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе;

• компенсационные сделки на коммерческой основе;

• компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

На долю товарообменных и компенсационных сделок приходится 4-5%, компенсационных сделок на коммерческой основе — 9-10%, встречных закупок в рамках производственного сотрудничества — 55-60%. Эти три основных вида сделок отличаются большим разнообразием с точки зрения их целей и характера, сроков исполнения, механизма расчетов, порядка осуществления.

1. Сделки на основе натурального обмена — бартер (barter). Бартерные операции — наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров осуществляется для обеспечения эквивалентности обмена. Для этих сделок характерны наличие контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров, и одновременное движение товарных потоков. На количество товаров не влияет изменение ценовых пропорций на мировом рынке. Чистый бартер наименее распространен во встречной торговле.

2. Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров. Это самая распространенная группа операций, имеющая две разновидности:

• непосредственная закупка товаров для внутрифирменного использования либо для перепродажи третьей стороне;

• содействие экспортера в нахождении покупателя товаров импортера.

Принципиальное отличие такого рода сделок от бартера заключается в том, что при ней деньги используются как мера стоимости и средство платежа. Такие сделки могут оформляться юридически либо одним экспортным контрактом с указанием условий встречной торговли, либо двумя контрактами на первичный экспорт и встречный экспорт. В последнем случае в первом экспортном контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товары на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной поставки.

Существует множество разновидностей сделок этой группы, например компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупателя. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в денежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;

Встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется закупить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;

Авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т. е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;

Соглашение об “оффсете”. Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;

Сделки типа “свитч”. В этом случае экспортер передает свои обязательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера;

Выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния. 18

Важным фактором совершенствования внешней торговли является последовательное развитие и совершенствование экспорта, как ведущего направления экономического развития предприятий, административно-территориальных образований и страны в целом. Экспорт может дать не только дополнительные ресурсы, которые при целенаправленном и эффективном использовании могли бы стимулировать экономический рост. Стратегическая роль его в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выхода на путь стабильного и ускоренного экономического роста в целях преодоления разрыва с развитыми государствами. В стимулировании развития и формировании структуры экспорта особенно важная роль принадлежит государству. Роль государства, в том числе и региональных органов управления, заключается в поиске, выявлении контрагентов и развитии производства, продукция которого может быть активно востребована на внешних рынках.19

 

 

 

 

 

 

 

2. Внешнеэкономическая  деятельность в Костромской области.

2.1. Регулирование внешнеэкономической  деятельности на региональном  уровне.

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно экономического характера.

Основной предпосылкой необходимости государственного регулирования служит высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма.

Главной причиной развития средств производства (автоматизация технологических процессов) и качественных изменений в квалификации рабочей силы (повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и институтами.

Государственное регулирование осуществляется через правовые регуляторы, административные и экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Причиной осуществления правового регулирования экономики является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Цель правового регулирования – обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Административное регулирование базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. Административные меры существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. Административное регулирование признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом. Административные методы: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных производителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления и др.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. 

Экономическое регулирование включает в себя:

1) меры прямого воздействия  на экономику, куда относятся  целевое финансирование, региональные  и целевые программы; а также  система государственных закупок;

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности в Костромской области