Работник как сторона трудового правоотношения: понятие, особенности статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследования проблем, возникающих при реализации трудовых прав работников. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- анализ исторических аспектов возникновения трудовых правоотношений по российскому законодательству;
- рассмотрение содержания трудового договора по трудовому кодексу РФ;
- определение международно-правового влияния трудовых правоотношений на российское законодательство;
- выявление способов защиты трудовых прав работников;
- анализ влияния кризисной ситуации 2009-2011 года на трудовые права работников;
- определение роли профсоюзного органа при защите трудовых прав работника;
- рассмотрение проблемных вопросов при судебной защите трудовых прав работников.

Оглавление

Введение
1. Исторические аспекты возникновения трудовых правоотношений по российскому законодательству
2. Трудовые права работников
2.1 Общая характеристика трудового договора по трудовому кодексу РФ
2.2 Международно-правовое влияние трудовых правоотношений на российское законодательство
2.3 Способы защиты трудовых прав работников
3. Проблемные аспекты трудовых прав работников по российскому законодательству
3.1 Влияние кризисной ситуации 2009-2011г на трудовые права работников
3.2 Учет мнения профессионального союза при защите трудовых прав работников
3.3 Проблемные вопросы при судебной защите трудовых прав работников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Первое  направление связано с нормотворческой  деятельностью Организации Объединенных Наций, Международной организации  труда, европейского регионального  объединения государств Совета Европы, Содружества Независимых Государств (в первую очередь, это конвенции и рекомендации МОТ); второе - с совместной нормотворческой практикой двух или нескольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или региональном урегулировании вопросов трудового законодательства.

     Это, в свою очередь, приводит к изменению сложившихся стереотипов в формировании российской правовой системы и в применении правовых норм. Во-первых, становится возможным и необходимым прямое применение международных норм в случае их ратификации РФ. Во-вторых, происходит включение международно-правовых норм в российское законодательство, в структуру конкретных законов. В-третьих, имеет место реализация положений, закрепленных в международно-правовых нормах через принятие соответствующих актов РФ и правоприменение.

     Одним из самых важных международных органов в сфере защиты трудовых прав является Международная организация труда (МОТ) как специализированное учреждение ООН. Со времени основания МОТ было принято более 370 конвенций и рекомендаций и протоколов.

     Суть  и смысл контрольного механизма за соблюдением прав и свобод в сфере труда, гарантированных конвенциями и иными международными актами, состоит в установлении того, как это происходит в законодательстве страны и на практике. Конституционным правом каждого в Российской Федерации является возможность свободно трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать достойное вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации. Однако практика прокурорского надзора показывает, что нарушения трудовых прав граждан ежегодно составляют не менее 60% от общего числа правонарушений социальной направленности32.

     Таким образом, международно-правовое регулирование  трудовых правоотношений становится одним  из важнейших разделов науки российского  трудового права и трудового права как учебной дисциплины. 

     2.3 Способы защиты  трудовых прав  работников 

     Ни  для кого не секрет, что нормы  трудового права не обеспечивают защиту прав работников. Степень зависимости  работников от представителей работодателя столь велика, что приводит к их отказу от защиты своих прав, гарантированных трудовым законодательством. Поэтому на практике применяются правила, которые устанавливает для работников работодатель. Данные правила зачастую далеки от требований норм трудового законодательства и экономически выгодны работодателю.

     Очевидно, что использование работником любых  способов и форм защиты трудовых прав приводит к возникновению конфликта  с работодателем, который грозит работнику потерей рабочего места.

     Так, например, Якимова работала в должности специалиста 1 разряда в Управлении Пенсионного фонда по Куженерскому району. В своей служебной деятельности она руководствовалась должностной инструкцией. В начале 2008 года на Якимову решили возложить дополнительные обязанности. Она была предупреждена об изменении условий трудового договора и что на нее будут возложены дополнительные функции. Якимова отказалась, за что и была уволена с работы. Она не согласилась с таким положением вещей и обратилась в суд с иском. Суд выяснил, что согласно Уведомлению об изменении условий договора следует только увеличение объема работы, а конкретных обстоятельств изменений именно условий труда не указано. По действующему законодательству работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение условий трудового договора явилось следствием организационных или технологических изменений условий труда и не ухудшает положение работника. Таких доказательств суду не предъявлено. В итоге, Куженерский районный суд вынес решение о восстановлении Якимовой в прежней должности и других заявленных требований33.

     Защита прав человека может быть осуществлена с применением  норм различных отраслей права. В  юридической литературе правомерно обращают внимание на то, что права  человека не реализуются автоматически  даже при благоприятных условиях, поэтому необходимы усилия и даже борьба человека за свои права и свободы, которые должны органично включаться в систему мер, составляющих единый механизм защиты прав человека34. Очевидно, что эффективной защита нарушенного права может быть признана только после устранения нарушения и восстановления нарушенного права.

     К числу полномочных субъектов  по защите трудовых прав, исходя из общей  теории защиты прав человека, традиционно  относили юрисдикционные органы35. Деятельность юрисдикционных органов осуществляется с применением процессуальных норм. Следовательно, защита прав человека должна рассматриваться как процессуальная деятельность уполномоченных на ее осуществление субъектов.

     Защита  трудовых прав имеет свои особенности. К числу полномочных субъектов по защите трудовых прав относятся не только юрисдикционные органы, но и представители работников, а также непосредственно работники, которые могут осуществлять самозащиту своих прав.

     Исходя  из содержания статьи 352 Трудового кодекса  РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

     1. самозащита работниками трудовых  прав;

     2. защита трудовых прав и законных  интересов работников профессиональными  союзами;

     3. государственный надзор и контроль  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового права;

     4. судебная защита.

     Перечисленные способы могут и не привести к  восстановлению нарушенных трудовых прав36.

     Так, например, в трудовом законодательстве не в полной мере урегулирован вопрос о реализации права работника  на приостановление работы в случае нарушения сроков выплаты заработной платы. Признание приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы самозащитой ставит вопрос о гарантиях реализации этого права. В настоящее время в связи с отсутствием четкого представления о характере указанного права Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы в полном объеме. Причем приостановление работы допускается, если оно произошло как по вине работодателя, так и при отсутствии таковой37. Однако законодательство не оговаривает возможность сохранения среднего заработка за работником при таком отказе. Как следствие, на практике эта норма не используется, т.е. создается "законодательная видимость" самозащиты трудовых прав.

     Приведем  пример. Павлов обратился к мировому судье Свободненского районного судебного участка Амурской области с иском к унитарному муниципальному предприятию "Служба быта" о взыскании заработной платы за время приостановления работы. В обоснование заявленных требований Павлов указал, что в период с 16 апреля 2001 по 27 июля 2004 он состоял с ответчиком в трудовых отношениях, работая инженером. С мая 2003 г. на данном предприятии стали постоянно задерживать выплату заработной платы. С ноября 2003 г. выплата заработной платы была прекращена, в связи с чем Павлову пришлось взыскивать заработную плату за период с ноября 2003 г. по февраль 2004 г. в судебном порядке.26 января 2004 он письменно предупредил работодателя о приостановлении работы в связи с невыплатой заработной платы и прекратил выходить на работу.27 июля 2004 Павлов был уволен по собственному желанию. Павлов просил суд взыскать заработную плату за время приостановления работы с 26 января 2004 по день увольнения в размере 39 830 руб.40 коп.

     Представитель ответчика утверждал, что вины ответчика в задержке заработной платы нет, что подтвердил соответствующими доказательствами.

     Рассмотрение  спора по вышеуказанному гражданскому делу закончилось вынесением решения  об удовлетворении требований истца. Свое решение мировой судья мотивировал тем, что право на приостановление работы в случае невыплаты заработной платы на срок более 15 дней является, прежде всего, формой самозащиты трудовых прав работника. Порядок самозащиты регулируется статьей 379 ТК РФ, предусматривающей, что на время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами, в том числе право на получение заработной платы. Суды апелляционной и надзорной инстанций поддержали решение мирового судьи, оставив его без изменения38.

     Защита  трудовых прав работников включает в  себя особые способы и соответствующие  им процессуальные формы восстановления нарушенных прав и законных интересов  работников. К числу таких способов относится государственный надзор и контроль, который может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для устранения нарушений прав и законных интересов работников.

     Государственный надзор и контроль должен занимать ведущее место при защите трудовых прав работников. Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.

     Государственный надзор и контроль существует в обществе как некий механизм, который должен работать с целью обеспечения  государственного регулирования трудовых отношений. Успешное выполнение данной функции, как это признавалось в конце XIX века при издании названного Закона, невозможно без осуществления контроля государственных органов за соблюдением трудовых прав работников39.

     Большинство авторов высказывают мнение о  том, что понятие "надзор" следует  применять, когда речь идет о деятельности органов, наделенных государственно - властными полномочиями, а понятие "контроль" - применительно к деятельности общественных организаций.

     Следует согласиться с мнением о том, что в иерархии задач трудового  права одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата, в том числе касающегося определения надзора и контроля за соблюдением норм трудового права40.

     Слова "надзор" и "контроль" имеют  одинаковое значение - это наблюдение или постоянное наблюдение с целью  проверки за кем-нибудь или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил41.

     Важнейшими  задачами осуществления государственного надзора и контроля являются: оперативное  регулирование на различные отклонения в сфере социально-трудовых отношений, в первую очередь, на нарушения законодательства, устранение, сбор, систематизация информации, планирование деятельности по контролю, возможность предотвращения социальных конфликтов. Надзор и контроль должен обеспечивать реальное восстановление трудовых прав и законных интересов работников.

     Можно согласиться с мнением о том, что контрольная деятельность государства  выражается в форме инспектирования, проверки соответствующей деятельности должностных лиц на предмет ее соответствия законам, актам вышестоящих  органов путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов42.

     Деятельность  по осуществлению государственного надзора и контроля не исчерпывается  только выявлением нарушений и их устранением. Так, в соответствии со статьей 356 Трудового кодекса РФ к числу основных полномочий органов федеральной инспекции труда относят еще информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, информирование в установленном порядке органов государственной власти, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства.

     Особенностью  государственного надзора и контроля является то, что он выступает в  качестве способа защиты трудовых прав, реализуемого в определенных формах, и, следовательно, имеет властный, государственно обязывающий характер.

     Деятельность  этих органов в отдельных ее компонентах она выступает как правоохранительная деятельность, в том числе при реализации органами государственного надзора и контроля полномочий по привлечению к административной ответственности. Однако отношения по привлечению к административной ответственности не входят в предмет трудового права43. Государственный контроль является одной из функций правового регулирования, призванных обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников.

     В сфере трудовых отношений сущность государственного надзора и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового  законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, на Федеральную инспекцию труда в соответствии с ТК РФ (ст.356) непосредственно возложено информирование и консультирование работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по разработке предложений по профилактике производственного травматизма, по проведению предупредительного надзора за строительством новых объектов. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю44.

Информация о работе Работник как сторона трудового правоотношения: понятие, особенности статуса