Работник как сторона трудового правоотношения: понятие, особенности статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследования проблем, возникающих при реализации трудовых прав работников. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- анализ исторических аспектов возникновения трудовых правоотношений по российскому законодательству;
- рассмотрение содержания трудового договора по трудовому кодексу РФ;
- определение международно-правового влияния трудовых правоотношений на российское законодательство;
- выявление способов защиты трудовых прав работников;
- анализ влияния кризисной ситуации 2009-2011 года на трудовые права работников;
- определение роли профсоюзного органа при защите трудовых прав работника;
- рассмотрение проблемных вопросов при судебной защите трудовых прав работников.

Оглавление

Введение
1. Исторические аспекты возникновения трудовых правоотношений по российскому законодательству
2. Трудовые права работников
2.1 Общая характеристика трудового договора по трудовому кодексу РФ
2.2 Международно-правовое влияние трудовых правоотношений на российское законодательство
2.3 Способы защиты трудовых прав работников
3. Проблемные аспекты трудовых прав работников по российскому законодательству
3.1 Влияние кризисной ситуации 2009-2011г на трудовые права работников
3.2 Учет мнения профессионального союза при защите трудовых прав работников
3.3 Проблемные вопросы при судебной защите трудовых прав работников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем, в редакции ст.57 ТК РФ указано, что отсутствие в договоре каких либо сведений, не является основанием для признания его не заключенным, а также не дает основания для его расторжения. Все обстоит значительно проще. Недостающие условия включаются в дополнительное соглашение к трудовому договору сотрудника21.

     В ст. 67 ТК РФ определено, что получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его личной подписью на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя22.

     Кроме того, в новой редакции ТК РФ устанавливается  обязанность работодателя знакомить работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и т.п. до подписания трудового договора.

     В части 4 ст.57 ТК РФ говорится, что помимо обязательных условий в тексте трудового  договора могут быть установлены еще и дополнительные условия, например, об испытании или дополнительном страховании работника.

     Несмотря  на то, что дополнительные условия  устанавливаются только по соглашению сторон, сам факт включения в текст  трудового договора обязывает их выполнять.

     Помимо  обязательных и дополнительных условий  трудовой договор должен содержать  и другую важную информацию. По новым  правилам в трудовом договоре должно содержаться больше сведений об участниках трудовых отношений.

     В новой редакции Трудового кодекса необходимо обязательно указывать данные о документах удостоверяющих личность работника, сведения о представителе работодателя, подписавшем с работником трудовой договор и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями, а также место и дату заключения трудового договора23.

     Если  работодатель не спешит подписывать  трудовой договор, оформлять приказ о приеме на работу работника, не требует  трудовую книжку, страховое свидетельство  государственного пенсионного страхования (если оно было оформлено ранее), а только обещает, что со дня на день все это выполнит, - в данном случае нарушение трудовых прав работника не вызывает сомнений.

     Важнейшая черта института трудового договора, пронизывающая как нормы права  о приеме, так и нормы о переводах  и увольнении, - это свобода трудового договора, отражающая принцип свободы труда в обществе, закрепленный в ст.37 К РФ. Трудовой договор отражает договорный принцип привлечения к труду в качестве работника. Без трудового договора не может работать ни один работник, кем бы, где бы и сколько бы он ни работал в качестве такового.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  по своему содержанию право на труд и его гарантии в действующем  трудовом законодательстве России имеются  с содержательной стороны, по крайней  мере, не в меньшем объеме, чем в важнейших международно-правовых актах.

     Поэтому целесообразно и необходимо и  по существу для более полного  соответствия норм о праве на труд важнейшим международно-правовым актам  легально закрепить в Трудовом кодексе  Российской Федерации и в Конституции Российской Федерации право на труд как важнейшее из прав человека вместе с основными гарантиями его реализации в соответствии с основополагающими международно-правовыми актами о труде. Формулировка права на труд на конституционном уровне могла бы быть примерно следующего содержания: «Каждый имеет право на труд, то есть право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для обеспечения максимально возможной, полной, продуктивной занятости граждан».

     Государство создает условия для обеспечения  максимальных возможностей, полной, продуктивной занятости граждан путем обеспечения  равных возможностей всех граждан в  реализации права на труд, содействия органов государственной службы занятости в трудоустройстве граждан, в их профессиональной подготовке и переподготовке.

     В Трудовом кодексе Российской Федерации  эта формулировка должна содержать  более детальные гарантии и может  быть сформулирована так: «Каждый имеет право на труд, то есть право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который соглашается».

     Что касается нормы о свободе труда, то ее целесообразно и в Трудовом кодексе, и в Конституции РФ сформулировать следующим образом: «Труд свободен. Каждый вправе распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещается». 

     2.2 Международно-правовое  влияние трудовых  правоотношений на  российское законодательство 

     Характерной чертой нашего времени является расширение внешнеэкономических и культурных связей между разными странами. Это обусловлено растущим использованием международного разделения труда, необходимостью согласованного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, а также резким усилением миграции.

     Сегодня Россия предпринимает активные усилия для того, чтобы стать равноправным членом человеческого сообщества, делая  шаги от формального в нем участия  к фактическому. Одним из важнейших  направлений деятельности в этой сфере является правовое регулирование труда - основной области человеческой деятельности. Россия является действующим субъектом международно-правового регулирования труда.

     Длительное  время нормы международного права, регулирующие трудовые правоотношения, и национальное трудовое законодательство рассматривались изолировано. Включение актов международного характера в национальную правовую систему вызвало необходимость разрешения вопроса о их соотношении24.

     Стержнем  единой концепции преодоления противоречий между нормами российского внутригосударственного права и международно-правовыми предписаниями стали положения ст.15 Конституции РФ, устанавливающие приоритет международных норм и принципов. Данное положение имело целью подчеркнуть значимость вхождения России в мировое сообщество на условиях равноправного партнерства, однако не устранило многие спорные моменты, связанные с применением международных норм на территории Российской Федерации.

     Проблема  преодоления противоречий между  нормами внутригосударственного и  международного права является составной  частью общей проблемы взаимодействия международного и внутреннего права  государств. Данный вопрос достаточно подробно разработан в теории международного права, поэтому отметим лишь существование двух основных исторически сложившихся подходов к определению этого вопроса - монистического и дуалистического. Суть дуалистической концепции состоит в том, что международное и национальное право рассматриваются как две независимые системы права, каждая из которых не обладает силой изменять или создавать нормы другой системы. Сторонники монистической теории, отдавая предпочтение международному или внутригосударственному праву, признают приоритет одного из них. Значимость названных направлений состоит в том, что каждое из них дает возможность избрать разные подходы при разрешении возникающих на практике противоречий между нормами внутригосударственного и международного права. Несмотря на то, что Конституция РФ закрепила приоритет международных норм, нельзя констатировать, что Россия, впрочем, как и большинство других стран, придерживается какой-либо одной из названных теорий. Как справедливо отмечал В.А. Карташкин, этот подход зависит от множества причин, определяется политической и юридической идеологией, особенностями исторического развития, отношением к конституционному и отраслевому законодательству и т.п.25 Поэтому большинство возникающих в этой области проблем не только не имеют однозначного решения, но и вызывают трудности в выборе подходов.

     Несмотря  на то, что в Конституция РФ признана возможность прямого действия норм международного права, отсутствие реального законодательно закрепленного механизма непосредственного применения международных норм делает, по сути, невозможным практическое использование данного правила. Так, ч.3 ст.5 ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах РФ" подразделяет все международные соглашения с участием Российской Федерации на непосредственно действующие на территории РФ и требующие в целях своего исполнения издания новых внутригосударственных актов, одновременно не определяя критерия для отнесения договоров с участием РФ к той или иной категории26. К числу непосредственно действующих, видимо, следует относить те из них, которые не только регулируют отношения между государствами, но и напрямую устанавливают правила поведения юридических и физических лиц.

     Многие  авторы склоняются к мысли, что единственным надежным способом реального применения международных норм внутри страны является создание соответствующих национальных законов.

     Принцип приоритета международно-правовых норм перед нормами национального  законодательства, закрепленный в Конституции РФ, фиксируется и в отраслевых законах.

     Исследуя  многолетний опыт конституционного закрепления непосредственного применения международных норм внутри страны в США, большинстве стран Западной Европы, Э.М. Аметистов приходит к неутешительным выводам о фактическом игнорировании судами норм международного права27.

     Несмотря  на значительный объем российского законодательства и зачастую объективную невозможность судей применить конкретные международные акты, высшая судебная инстанция страны указывает на необходимость использования международно-правовых норм при осуществлении правосудия. Применительно к трудовым отношениям следование данной рекомендации бывает иногда затруднительно вследствие отсутствия у судей текстов ратифицированных конвенций Международной организации труда. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что суды общей юрисдикции редко используют в качестве непосредственных регуляторов международные стандарты трудовых прав человека при рассмотрении конкретных дел. Проведенный опрос судей показал, что более 50% судей, исходя из соображений практической целесообразности и наличия значительного массива национального законодательства, которое не должно по своей сущности противоречить международным актам, применяют международные нормы только при явных коллизиях соответствующих норм. Кроме того, такая практика объясняется и тем, что в Российской Федерации еще не накоплен достаточный опыт применения этих норм. Вполне понятно, что это может привести к недостаточно эффективной правовой защите28.

     Международно-правовое регулирование труда предполагает вынесение совместных решений государствами-участниками в рамках международных организаций, а также заключение двух-, многосторонних договоров между ними по вопросам занятости, определения условий трудовой деятельности, запрещения принудительного труда, свободы ассоциации трудящихся и предпринимателей и т. п.29

     В международном праве все соглашения государства принято подразделять на те, применение которых внутри страны невозможно без создания соответствующего национального законодательного акта, и на те, которые имеют прямое непосредственное действие. Международные соглашения об условиях трудовой деятельности существуют и в том, и в другом виде. При подписании государством того или иного международного договора законодатель не всегда торопится с принятием соответствующего внутреннего нормативно-правового акта, иногда этот процесс затягивается на десятилетия. Парадоксальная ситуация складывается в случае возникновения коллизий между внутренними нормативными предписаниями государства и международным соглашением, не относящимся к числу "самоисполнимых". В соответствии с существующим коллизионным правилом внутренняя норма не должна применяться, в то же время невозможно применение и противоречащей ей международной нормы, так как она не обладает необходимыми свойствами для непосредственного применения. Результатом становится пробел в правовом регулировании общественных отношений. Приведенный пример представляет собой лишь частный случай неразрешенного противоречия. В то же время все существующие коллизии между нормами международного и национального трудового права можно разделить на выступающие в форме прямых противоречий и на содержащие различия в регулировании трудовых правоотношений. Последние, на наш взгляд, заслуживают большего внимания, т.к требуют более глубокого и детального исследования. Преимущественное число коллизий такого рода выступает в виде несовпадения объемов содержания международных и внутригосударственных правовых предписаний30.

     Вступление  в 1996 г. России в Совет Европы дает российским гражданам дополнительные гарантии для защиты своих прав и налагает на государственные органы дополнительные обязанности по соблюдению прав человека (в том числе и в сфере трудовых отношений).

     "Проникновение"  норм международно-правового регулирования  в трудовое законодательство  России происходит по двум направлениям: во-первых, путем ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия, и, во-вторых, путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами31.

Информация о работе Работник как сторона трудового правоотношения: понятие, особенности статуса