Технологии поддержки малообеспеченных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, ее основных механизмов и направлений.
Задачи курсовой работы:
Провести анализ научной литературы по данной тематике;
Определить сущность технологй поддержки малообеспеченных граждан;
Рассмотреть понятия и специфику технологий социальной поддержки малообеспеченных граждан на примере РГУ «Шумерлинский центр социального обслуживания населения».

Файлы: 1 файл

переделка курсовой.docx

— 92.27 Кб (Скачать)

    1) малоимущие семьи, имеющие в  своем составе:

  • инвалидов всех групп, детей-инвалидов, а также лиц трудоспособного возраста, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, инвалидами I группы и престарелыми гражданами старше 80 лет;
  • неработающих пенсионеров по возрасту;
  • родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву;
  • детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);

    2) малоимущие одиноко проживающие  граждане из числа:

  • инвалидов всех групп;
  • неработающих пенсионеров по возрасту;
  • родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву [10].

    Отдельные категории семей с детьми пользуются всеми мерами, установленными федеральным  законодательством, и исполняемые  Управлением социальной защиты населения  Администрации Волгоградской области, а именно:

  • оплата жилищно-коммунальных услуг, предоставление проезда по социальным проездным детям военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы, а также детям-инвалидам;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет неработающим и лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;
  • компенсационная выплата по уходу за детьми до 3-х лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;
  • ряд выплат детям, пострадавшим в результате и от последствий техногенных катастроф;
  • перевозка безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних к месту жительства;
  • выплата единовременного пособия при передаче ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
  • выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячная денежная выплата детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
  • организация оздоровительного отдыха.

    Задача  усиления адресной социальной помощи подчинена сложившаяся в регионе  система мер социальной поддержки  малообеспеченным семьям (семьям со среднедушевым  доходом ниже величины прожиточного минимума). На территории области выплачиваются:

  • ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей;
  • ежемесячная денежная выплата детям от 1 до 3 лет;
  • адресное социальное пособие на ребёнка;
  • адресная социальная помощь малообеспеченным семьям с детьми, проживающим в сельской местности, в рамках технологии «Самообеспечение»;
  • ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;
  • социальная стипендия студентам из социального фонда;
  • ежеквартальная дотация семьям с детьми-близнецами;
  • единовременная частичная компенсация по установке телефона семьям с детьми-инвалидами;
  • единовременная компенсация затрат на газификацию жилья;
  • ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и кормящим матерям;
  • единовременная помощь продуктовыми наборами, целевыми потребительскими субсидиями
  • субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищная субсидия).

    Малообеспеченным  семьям оказывается бесплатная юридическая  помощь адвокатов.

    В соответствии с Постановлением Волгоградской  области от 29 декабря 2008 года № 1788 «Об  индексации социальных выплат отдельным  категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, в 2009 году». Для всех семей с детьми, помимо пособия на рождение, установленного федеральным законодательством на 2008 год в размере – 8840,52 руб.; на 2009 год – 9592,03 руб.; на 2010 год – 10988 рублей. Кроме того, все волгоградские семьи, получают из областного бюджета дополнительное пособие на рождение ребенка на 2008 год – в размере 7155 руб.; на 2009 год – 7907 руб.; на 2010 год – 8698 руб. Аналогичные выплаты введены только в 20 субъектах Российской Федерации, при этом лишь в 5 регионах его сумма превышает размер, установленный в Волгоградской области [6].

      В Волгоградской области действует  комплексная система мер социальной  поддержки семей с детьми. В  первую очередь – это помощь  малообеспеченным семьям. По состоянию  на 1 июля ежемесячное пособие  выплачивается на более чем  223 тысячи детей. За январь-июнь 2010 года из областного бюджета  уже выплачено пособий на сумму  более 400 млн. рублей. Также ежемесячно  оказывается помощь студенческим  семьям с детьми – по 450 рублей, беременным женщинам, кормящим матерям  – по 500 рублей, имеющим детей  от года до трех лет –  по 300 рублей.

    В первом полугодии 1852 семьи с детьми-близнецами получили дотации из областного бюджета  на общую сумму 3,4 млн. рублей. Размер пособия семьям с двумя детьми-близнецами составляет 800 рублей в квартал, с  тремя и более – из расчета 400 рублей в квартал на каждого  ребенка.

    Семьям, имеющим детей школьного возраста, ежегодно выплачивается дотация  в размере 330 рублей на каждого ребенка  на подготовку к школе. Многодетным  семьям также предоставляется ежемесячная  денежная выплата в размере 770 рублей в качестве частичной компенсации  оплаты коммунальных услуг.

    Инновационная технология «Самообеспечение», рассчитанная на малоимущие семьи, проживающие в  сельской местности, становится все более востребованной в Волгоградской области. В 2010 году на реализацию этой программы из региональной казны выделено более 5 миллионов рублей [19].

    Участниками ее в этом году стали 250 семей из Городищенского, Жирновского, Котовского, Михайловского  и Новоаннинского районов.

    Технология  «Самообеспечение» подразумевает  создание результативно ориентированной  системы социальной поддержки малоимущих семей с детьми, проживающих в  сельской местности. Ее участникам предоставляется  на один год в безвозмездное пользование  целевое денежное пособие до 20 тысяч  рублей для развития подсобного хозяйства  или осуществления индивидуальной трудовой деятельности.

    В этом году участники технологии «Самообеспечение»  приобрели для развития своего хозяйства  более 150 голов крупного рогатого скота, свыше 350 овец и свиней, 109 тонн зерна  и 44 тонны корма, а также более 4000 кур, гусей, уток. Кроме того, на полученные по программе деньги ряд семей  закупили оборудование, например, швейные  машинки или стройматериалы для  строительства теплиц.

    В Волгоградской области технология «Самообеспечение» успешно реализуется  с 2007 года. За это время с помощью  средств из областного бюджета подсобными хозяйствами обзавелись уже более 600 сельских семей.

    Реализации  данной программы в 2007-2009 годах позволила  заметно улучшить качество жизни  селян. Семьи стали лучше питаться, повысили финансовую устойчивость и  самостоятельность, стали выше оценивать  свое благосостояние. Средний денежный доход на семью-участника на момент окончания программы составил 22,3 тысячи рублей, максимальный - 150 тысяч  рублей. Еще один позитивный факт реализации технологии - это участие детей  в ведении подсобного хозяйства, что положительно влияет на воспитание подрастающего поколения, прививает  ребятам трудовые навыки.

    Содержание  деятельности социального работника  по оказанию помощи малообеспеченным семьям состоит в том что, социальный работник должен совмещать в себе несколько ролей, работая с малоимущими  семьями. С одной стороны, он выступает  как посредник, то есть как тот, кто  ведет переговоры. Как посредник, как тот, кто договаривается о  возможности получения тех или  иных услуг или льгот с официальными структурами. И как тот, кто, с другой стороны, определяет ресурсы и возможности семьи и мотивирует семью на участие в этих встречах, потому что это отдельная и большая проблема.

    С другой стороны, он выступает как  сопровождающий, то есть тот, кто реально  отслеживает, как происходит продвижение  семьи по всем этим учреждениям, как  происходит взаимодействие, осуществляет где-то контроль и поддержку. Это  может выражаться в том, что надо буквально ходить с этим человеком  за руку по разным структурам.

    Кроме того, он выступает как доверенное лицо семьи, потому что он вхож в  семью, он знает реальную ситуацию внутри семьи, знает о ее проблемах, с  одной стороны, о ее ресурсах, с  другой стороны.

    И он же выступает защитником интересов  этой группы семей в обществе именно потому, что он знает ситуацию этих семей изнутри.  

    2.2. Технологии поддержки малообеспеченных граждан в РГУ «Шумерлинский центр социального обслуживания населения» Министерства здравоохранения и социального развития в Чувашской Республике 

    В РГУ «Шумерлинский центр социального  обслуживания населения» Министерства здравоохранения и социального  развития в настоящее время сложилась  четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных  и качественных услуг.

    В настоящее время в Центре функционируют: два отделения социального обслуживания на дому, отделение срочного социального  обслуживания, отделение временного проживания в д. Кадеркино на 30 мест.

    Социальные  услуги в первую очередь ориентированы  на группы граждан, находящихся в  особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов они не в состоянии. Предоставление социальных услуг на дому остается самой востребованной и максимально приближенной к нуждам малообеспеченных граждан формой работы.  В 2010 году всеми структурными подразделениями ЦСОН было обслужено 2762 человек, из них действующих дел 55; отказных 1014; истекших 1693.

    Для оказания необходимой государственной  социальной поддержки малоимущим гражданам в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики   от 28 октября 2010 года № 350 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально – демографическим группам населения Чувашской Республики за 3 квартал 2010 года» установил величину прожиточного минимума на душу населения 4845 рублей, а по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения – 5184 рубля, для пенсионеров – 3881 рубль, для детей – 4772 рубля [7].                                                         

    Одной из основных задач, стоящих перед  центрами социального обслуживания населения, является оптимизация процесса социального обслуживания: обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих  получать высокие результаты при  минимальных затратах времени и  усилий со стороны всех участников процесса обслуживания.

    Специалист  отделения срочного социального обслуживания постоянно осуществляет  социальный патронаж, устанавливает причины, по которым граждане и их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, определяет характер и объем необходимых им социальных услуг. За 2009 год  специалистом было посещено 450 семей. Во время каникул 12 детей из малообеспеченных семей имели возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях Республики. Детям из малообеспеченных семей, нуждающихся в социальной поддержке в конце декабря 2009 года было выделено 502 новогодних подарка. Сделать маленькое чудо помогает ежегодно Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики совместно с ОАО «Акконд». 44 ребенка из семей, нуждающихся в социальной поддержке имели возможность  посетить спектакли в столице Чувашии, которые были представлены актерами Чувашского драматического театра и РГУ «Дворец культуры тракторостроителей».  12 детей с ограниченными возможностями посетили представление в Чувашском государственном театре оперы и балета. С семьями в районе ведется постоянная работа, предоставляется вся необходимая информация и социальные услуги.

    Помощь  малообеспеченным в центре  оказывается  только в виде социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых  товаров. На 1 сентября 2010 года в районе 726 граждан (744 – в 2009 году) получают ежемесячные пособия 1155 (1239 – в 2009 году) детей. За 8 месяцев 2010 года выплачено пособий в сумме 3937,6 тысяч рублей. За аналогичный период прошлого года выплачено 4412,4 тысяч рублей. С 1 июля 2010 года повысился размер ежемесячного пособия на 6%. В семье с одним ребенком старше двух лет размер пособия составляет 131 рубль, с двумя детьми – 328 рублей, с тремя – 993 рубля. Выплата пособий производится за текущий месяц.  

Информация о работе Технологии поддержки малообеспеченных граждан