Занятость как элемент социально-экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:28, доклад

Краткое описание

Важнейшим критерием социальной ориентированности экономики является отношение к занятости. Занятость должна рассматриваться как неотъемлемая часть комплексной социальной политики. Социальность проблем занятости определяется ее изначальной нацеленностью на человека, его интересы и потребности в трудовой сфере.
Как минимум надо учитывать четыре социальных аспекта занятости:
а) неразрывную связь занятости с важнейшим конституционным правом человека - правом на труд. Осознанно или неосознанно, но сейчас многими занятость стала связываться именно с возможностью реализовать право на труд, - ведь всех волнует проблема безработицы;

Файлы: 1 файл

занятость.docx

— 26.78 Кб (Скачать)

Занятость как  элемент социально-экономической  политики

Важнейшим критерием социальной ориентированности экономики является отношение к занятости. Занятость  должна рассматриваться как неотъемлемая часть комплексной социальной политики. Социальность проблем занятости  определяется ее изначальной нацеленностью  на человека, его интересы и потребности  в трудовой сфере.

Как минимум надо учитывать четыре социальных аспекта занятости:

а) неразрывную связь занятости  с важнейшим конституционным  правом человека - правом на труд. Осознанно или неосознанно, но сейчас многими занятость стала связываться именно с возможностью реализовать право на труд, - ведь всех волнует проблема безработицы;

б) определяющую роль занятости  в формировании уровня жизни и  достойных условий существования. Именно занятость, повышение трудовой активности оказываются сейчас важнейшей  гарантией роста уровня жизни  трудоспособных граждан и их семей;

в) формирование новой мотивации  высокоэффективного труда как основы роста благосостояния каждого и  общества в целом;

г) именно трудовая деятельность преобразовывает человека, раскрывает и приумножает его профессиональные возможности, стимулирует развитие личности.

В сочетании с другими  аспектами социальной политики занятость  должна рассматриваться как один из главных ориентиров развития, определяющих перегруппировку финансовых, материальных и трудовых ресурсов в народном хозяйстве, приоритетных направлений НТП, размещение производительных сил, пути повышения  качества и уровня жизни. Это одна из принципиальных проблем, от признания  и решения которой зависит  в значительной мере успех решения  проблем занятости, а следовательно, и реформирования всей экономики.

Основные черты занятости в социально ориентированной экономике:

- сбалансированное сочетание  полной и эффективной занятости;

- добровольность труда  и гармонизация прав и обязанностей  человека в трудовой сфере,  преодоление социального иждивенчества  работников, равная ответственность  гражданина и государства за  возможность иметь работу, обеспечивающую  достойный образ жизни;

- свободный перелив рабочей  силы между сферами приложения  труда, отраслями, профессиями  и территориями в интересах  роста эффективности труда;

- новая трудовая мотивация,  предприимчивость и высокая заинтересованность  работников в высокопроизводительном  труде;

- целенаправленное смягчение  отрицательных последствий рыночной  экономики для положения трудящихся.

Эти черты определяют новые  качественные характеристики занятости, формированию которых должна содействовать  соответствующая политика занятости. Политика занятости рассматривается нами как совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества для достижения поставленных целей. При этом цели политики занятости должны отражать нормативное состояние занятости, которого необходимо достичь, решая проблемы настоящего времени.

Политика занятости имеет  несколько уровней: обшегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. Все уровни политики занятости объединены единой концепцией занятости, отражающей принятый тип экономического развития. В данном разделе мы рассматриваем макроуровень.

Политика занятости  на макроуровне должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости в социальной рыночной экономике: обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни в качестве цели длительного действия. Рынок, как известно, нацелен при соответствующих методах регулирования на рост эффективности экономики, вытеснение из сферы хозяйствования экономически нецелесообразных рабочих мест, перегруппировку рабочей силы в интересах повышения эффективности производства и удовлетворения потребительского спроса населения. В этих условиях содействие полной занятости становится стратегической целью.

С повышением эффективности  труда и функционирования всей экономики  у населения появится материальная основа обеспечивать современный стандарт жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов  труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности  рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения  личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь  возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т.д.

Ближайшей тактической целью  должна стать сбалансированность спроса и предложения рабочих мест. Это возможно только при комплексном подходе к условиям достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Чаще всего при решении этой проблемы обращается внимание на развитие системы рабочих мест как необходимой предпосылки упреждения массовой безработицы. Это очень важный аспект, особенно если учитывать значительное увеличение прироста трудоспособного населения в 1996-2005 гг. и его неравномерное распределение по территории. В рамках ближайших 15 лет предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан.

Однако достичь социально  и экономически приемлемой сбалансированности спроса и предложения рабочих  мест, особенно в территориальном  разрезе, можно воздействуя только одновременно на спрос населения на труд и на предложение рабочих мест. Ранее указывалось на сверхзанятость населения. С точки зрения интересов производства и роста эффективности труда "излишними" являются, по самым осторожным оценкам, 10-15% численности работающих. Но сверхзанятость следует оценивать и с позиций интересов человека и условий его жизнедеятельности. Известно, что до 1/3 работающих женщин согласны оставить работу, если муж будет зарабатывать столько, сколько супруги вдвоем зарабатывают сейчас. До 60% пенсионеров работают только по материальным причинам. Если бы указанным группам населения обеспечить экономическую свободу выбора "работать или нет", то можно было бы резко сократить число нуждающихся в работе. Однако эта проблема может решаться в течение длительного периода времени. Пока, как известно, из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат исключительно высокая потребность населения в работе сохраняется, что может сильно осложнить проблему рабочих мест в ближайшей перспективе.

Например, если ориентироваться  на сложившийся к началу 90-х гг. высокий спрос на рабочие места  со стороны практически всех социально-демографических  групп населения, то с учетом ожидаемого прироста численности трудоспособных граждан в ближайшие 25 лет (1991- 2015 гг.) понадобится дополнительно создать  около 10 млн рабочих мест. И это помимо необходимости обеспечения работой тех. кто будет высвобожден в результате роста эффективности труда. А за 25-летний период это будут многие миллионы человек.

Даже при благоприятном  экономическом росте вовлечение в хозяйственный оборот такого огромного  контингента людей представляется не только нереальным, но и нецелесообразным.

Поэтому понижение  спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его  отдельных групп на основе совершенствования  программы coциыльной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как, непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда. Речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировке трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.

Демократизация сферы  занятости, раскрепощение человека труда позволяют уйти от жестко регламентированных условий занятости, нивелирующих личные интересы и профессиональные возможности  различных групп трудоспособного  населения. Предпринимательская или  исполнительская деятельность, предпочтительность государственной службы или собственного бизнеса, работа в течение всего трудоспособного периода или на отдельных его этапах, различные по продолжительности режимы труда - все это необходимо для удовлетворения многообразия профессиональных интересов граждан. И чем активнее будет осуществляться переход к многообразию условий занятости, тем быстрее появится новая трудовая мотивация высокопроизводительного труда и расширятся возможности обеспечения полной занятости.

Однако приватизация и  разгосударствление не увеличат на первых порах общего числа рабочих мест, а приведут к перегруппировке  занятых в пользу более эффективных  форм хозяйствования и создадут предпосылки  для ускоренного развития в дальнейшем тех видов деятельности, которые  связаны с удовлетворением потребностей людей (легкая, пищевая промышленность, сфера услуг). В этих отраслях существуют естественные социально-экономические  предпосылки для разгосударствления собственности, создания малых, кооперативных, частных предприятий, а следовательно, при благоприятном ресурсном обеспечении, и создания новых рабочих мест.

Однако указанные выше отрасли нельзя рассматривать в  качестве "бездонного резервуара", постоянно поглощающего высвобожденных из других отраслей работников и вновь  вступающих в трудовую жизнь контингентов населения. Поэтому помимо многообразия условий занятости в зависимости  от форм собственности и хозяйствования, размеров предприятий для успешного  решения проблем трудоустройства  необходимо преодолевать единообразие режимов труда, а в дальнейшем снижать установленную продолжительность  рабочей недели. К примеру, если бы работающие женщины, имеющие детей  дошкольного возраста старше 2-х  лет, перешли на неполный рабочий  день, то это позволило бы дополнительно  иметь примерно 5-6 млн рабочих мест.

Отметим, что нет ни одной  страны в мире с развитой рыночной экономикой, где бы равновесие спроса и предложения рабочей силы достигалось  без широкого применения гибкости в  сфере труда - режимов труда с  неполным рабочим временем, разделенных  рабочих мест и т.д. К примеру, в Швеции, где успешно решается проблема реализации права на труд и где уровень занятости мужчин и женщин примерно одинаков, до 45% работающих женщин трудятся неполное рабочее время.

Главное в проблеме гибкости занятости - добровольность выбора и организация труда, позволяющая за меньшую продолжительность рабочего времени прилично заработать. Пока полностью не заработают рыночные регуляторы, необходимо активное содействие государства в развитии альтернативных режимов труда.

Для эффективного перелива рабочей силы между предприятиями  различных форм собственности и  хозяйствования, режимов труда нужна  взвешенная политика доходов и регулирования  их уровня с помощью налоговой  системы. Снятие ограничений на рост заработной платы с хозяйствующих  субъектов должно сопровождаться продуманными мерами материального стимулирования работников тех организаций,которые находятся на бюджетном финансировании. В значительной мере это связано с поощрением интеллектуального труда (в сфере науки, образования, медицины, культуры). Особое внимание к оплате труда этих групп работников должно быть в условиях инфляции.

Одна из острейших проблем  реформирования всей экономики и  формирования нового качественного  состояния занятости - трудовая мотивация. По глубине и направленности изменения трудовой мотивации можно будет судить о преодолении кризисных явлений в обществе и переходе к рыночным отношениям. Практически все, что намечается перестроить в экономике, должно, как в фокусе, отразиться в трудовой мотивации. Приватизация и разгосударствление, к примеру, нужны не сами по себе, а как механизм, коренным образом меняющий отношение к труду, повышающий заинтересованность работников в результатах труда. И если изменение форм собственности и хозяйствования не ведет к новой трудовой мотивации и повышению результативности, значит, новые механизмы действуют не так, как надо.

На первых порах ожидалось, что приватизация и разгосударствление быстро приведут к новой трудовой мотивации. Однако в связи с тем. что еще не преодолено в массовом сознании недоверие к новым формам собственности и хозяйствования, сохраняется упрощенное понимание социальной справедливости - "всем все в равной мере", их роль оказалась переоцененной. Нет еще массового восприятия одного из важнейших принципов - "своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье".

Важно и следующее: рынок  создает только предпосылки, но не саму гарантию нового отношения к труду  и достижения его высоких результатов. Мировой опыт свидетельствует, что  далеко не всякая рыночная экономика  обеспечивает высокий уровень социальной и экономической эффективности.

Трудовая мотивация зависит  от общей совокупности условий труда  и жизни человека, в частности, от способностей человека работать результативнее, чем он трудится сейчас. Поэтому  помимо реформирования форм собственности  и хозяйствования, оплаты труда и  всей распределительной политики нужны  немалые усилия для того, чтобы  работник не только хотел хорошо заработать, но и умел это сделать. Способность  к интенсивному и более эффективному труду может стать устойчивой лишь при достаточно высокой профессиональной квалификации и работоспособности. Не меньшее значение имеют здоровье человека и условия восстановления его работоспособности. В условиях рыночной экономики возрастают требования производства к качеству рабочей  силы с точки зрения состояния  здоровья.

Кроме того, следует подчеркнуть, что сегодня в условиях глубокой перестройки общественных и экономических  отношений на первое место по силе воздействия на трудовую мотивацию  выдвигается социальное самочувствие граждан, под которым сейчас подразумевается  даже не реальное улучшение жизни, а  уверенность в неотвратимости позитивных сдвигов, правильности выбранных путей реформирования и справедливой социальной защите со стороны государства. О социальной защите говорят сейчас очень много, но нередко понимается она весьма узко, как помощь безработным со стороны государства и особое содействие социально уязвимым слоям населения. Достаточно сказать, что ведется дискуссия но вопросу, кого считать безработным, сколько ему платить и за счет чего и на каком уровне формировать необходимые средства, в связи с чем периодически вносятся изменения в действующее законодательство России.

Информация о работе Занятость как элемент социально-экономической политики