Информационное обеспечение в стандартизации и метрологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы представить масштабы стандартизации, изучить развитие информационного обеспечения, рассмотреть информационное обеспечение работ по стандартизации в РФ, познакомиться с общероссийскими классификаторами.

Оглавление

Введение 2
1. Развитие информационного обеспечения: CALS-технологии и стандартизаций 3
2. Информационное обеспечение в России 4
3. Общероссийские классификаторы 8
Заключение 11
Список использованных литературных источников 12

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение.docx

— 38.32 Кб (Скачать)

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ 1

Введение 2

1. Развитие  информационного обеспечения: CALS-технологии  и стандартизаций 3

2. Информационное  обеспечение в России 4

3. Общероссийские  классификаторы 8

Заключение 11

Список использованных литературных источников 12

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инструментами обеспечения  качества продукции, работ и услуг  являются стандартизация, метрология и сертификация. Данная тема представляет особую актуальность, так как Большинство предпринимателей сегодня отчетливо понимают, что на место ценовой конкуренции приходит совершенно иная форма соревнования – это качество готовой продукции и не просто высокое, а стабильно высокое качество.

Инструментами обеспечения  качества продукции, работ и услуг  являются стандартизация, метрология.

Для всех стран, независимо от зрелости рыночной экономики, актуальна  проблема качества. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных  экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики  с учетом мировых достижений и  тенденций.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы представить  масштабы стандартизации, изучить развитие информационного обеспечения, рассмотреть  информационное обеспечение работ  по стандартизации в РФ, познакомиться  с общероссийскими классификаторами.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия  для деятельности отечественных  фирм, предприятий и организаций, как на внутреннем, так и на внешнем  рынке.

Право предприятий на самостоятельность  не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и  применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное  сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными  нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как  это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые  условия работы, но и тормозили  либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое  пространство.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции  и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности.

На сегодняшний день производитель  и его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти  на мировой рынок, заинтересованы в  выполнении как обязательных, так  и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

 

 

 

 

1. Развитие информационного  обеспечения: CALS-технологии и стандартизаций

 

Ведущую роль по информационному  обеспечению работы органов по стандартизации всех стран мира играет Международная  организация по стандартизации (ИСО) в лице Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО).

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в  области информационных услуг, баз  данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство  деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ).

Кроме этих основных задач, ИНФКО выполняет большое количество работ, связанных с информационной деятельностью: разрабатывает руководства  по организации и работе информационных центров по стандартизации; проводит анализ и изучение рынка информационных и маркетинговых услуг; составляет и распространяет рекомендации по общим  принципам сбора, хранения, поиска, обмена информацией; организует и ведет  системы производства и распространения  документов в ИСО и содействует  взаимодействию этих систем; популяризует международные стандарты в области информационных услуг и поощряет их применение; организует обмен опытом и информацией о работе различных информационных центров; сотрудничает с международными организациями по вопросам информации и сопряженной с ней деятельности; предпринимает действия по приему и регистрации членов ИСОНЕТ. Такой широкий диапазон работы и послужил основанием для современного названия комитета (прежнее название — Комитет по информации).

ИНФКО подотчетен Генеральной  Ассамблее ИСО, которая определяет направления его деятельности, цели и задачи, а Комитет регулярно  отчитывается перед ней о проделанной  работе.

Членами ИНФКО могут быть любые комитеты — члены ИСО, если они проявляют интерес к его  работе. Членство разделяется на три  категории: действительный член (Р), наблюдатель (О), член-корреспондент.

В состав ИНФКО входят Управляющий  совет и три группы: по информации, по системам и по маркетингу.

На ближайшую перспективу  ИНФКО намечает разработку рекомендаций по созданию международной электронной  информационной службы о стандартах, подготовку общих руководящих принципов  по защите авторских прав на бумажных и электронных носителях информации, стратегическое планирование маркетинга в области международной стандартизации и решение задач, в том числе  связанных с совершенствованием деятельности самого Комитета.

Комитет состоит из 61 действительного  члена и 16 членов-наблюдателей.

Информационная система  ИСО — ИСОНЕТ входит в состав группы по информации ИНФКО. Приоритетные цели ИСОНЕТ — обеспечение обмена информацией о международных  и национальных стандартах, о документах по стандартизации (в том числе  правительственных), об изданиях книг, справочников и учебной литературы в области стандартизации; установление контактов с информационными  системами других международных  организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) и создание единого информационного  языка, тезауруса.

В информационном обеспечении  большую роль играет Международный  классификатор по стандартизации (МКС), служащий методической основой для  подготовки национальных указателей стандартов. Несколько стран (Канада, Исландия, Ирландия, Италия и др.) уже ввели  МКС в свои информационные системы. В России переход на МКС намечен в ближайшие годы.

2. Информационное  обеспечение в России

 

В России информационное обеспечение  организовано на базе положений Закона "О стандартизации". Закон исходит  из того, что официальная информация о разрабатываемых и принятых нормативных документах, в том  числе и международных, должна быть доступна заинтересованным организациям и лицам в той части, которая  не рассматривается как государственная  тайна.

Исключительное право  опубликования государственных  стандартов принадлежит государственным  органам управления, утвердившим  эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ.

Госстандарту РФ предоставлено  исключительное право официального опубликования информации, касающейся продукции и услуг, сертифицированных  и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Все субъекты хозяйственной  деятельности, которые принимают  нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о  них заинтересованным юридическим  и физическим лицам.

Госстандарт РФ не только организует публикацию официальной информации о российских, международных, региональных, национальных нормативных документах, правилах, нормах и рекомендациях  по стандартизации, но и ведет Федеральный  информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической  информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Головной институт в области  информационного обеспечения —  ВНИИКИ РФ (Всероссийский научно-исследовательский  институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и  качеству),который ведет фонд отечественных, международных, региональных и зарубежных стандартов, а также имеет автоматизированные банки данных.

ВНИИКИ выполняет функцию  национального информационного  центра ИСОНЕТ. Участие в ИСОНЕТ имеет для РФ весьма важное значение, так как дает возможность безвозмездно получать регулярную. информацию о национальных стандартах зарубежных стран, а также сами стандарты развитых стран, что является необходимой информацией для ТК по стандартизации. Ежегодное количество поступающей информации составляет 7-7,5 тыс. наименований.

В целях совершенствования  системы информационного обеспечения  Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). В состав его входят специалисты Госстандарта РФ, национальных органов по стандартизации Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Грузии, представители Академии наук РФ и Международной конфедерации обществ потребителей, федеральных органов исполнительной власти, ТК по стандартизации, ассоциации "Знание" и "Качество", представители Госнадзора. Главная цель ИНФКОС — научно-методическое и практическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

ИНФКОС взаимодействует  с отечественными и национальными  органами стран СНГ, Балтии и Закавказья, решая задачи координации деятельности информационных служб, интеграции научных  достижений и производства, содействия оперативной обработке и доведению  до заказчиков комплексной информации, расширения сотрудничества и формирования соответствующего общественного мнения. ИНФКОС располагает информационно-вычислительной сетью, которая решает практические задачи по предоставлению заинтересованным сторонам отечественных, международных, зарубежных, региональных нормативных документов или информации о них в соответствии с возможностями Федерального фонда стандартов. Текущие задачи — информационное обеспечение технических комитетов по стандартизации, взаимодействие с информационными службами стран СНГ.

Важнейшая задача ИНФКОС на ближайшую перспективу — введение в эксплуатацию национального информационного  центра ВТО по стандартизации и сертификации в России (НИЦ ВТО). Центр будет  работать на базе автоматизированной системы обработки информации (АСОИ).

Основная функциональная задача центра — содействие преодолению  технических барьеров в международной  торговле. Для этого потребуется  оперативное предоставление данных о действующих технических регламентах, директивах, стандартах и других нормативных  документах всем заинтересованным заказчикам. Ими могут быть: органы законодательной  и исполнительной власти, предприятия, организации, фирмы, а также различные  органы Всемирной торговой организации (например, секретариат или национальные органы ВТО зарубежных стран).

АСОИ организуется по принципу клиент—сервер. В основе системы — программы (серверы) баз данных и хранения документации. Для управления доступом к файлам стандартов разработана сетевая программа (сетевой сервер).

Федеральный фонд стандартов постоянно совершенствуется. На современном  этапе актуальная задача состоит  в создании Единой системы классификации  и кодирования информации в рамках государственной программы.

Работы в области информационного  обеспечения связаны с созданием  Федерального фонда стандартов. Основополагающим нормативным документом, в соответствии с которым он формируется, служит "Положение о порядке создания и правилах пользования Федеральным  фондом стандартов", утвержденное Правительством РФ. Положение определяет Федеральный  фонд как совокупность нормативных  документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содержат разработанные для многократного  использования правила, характеристики, требования и нормы, относящиеся  к продукции, процессам, услугам.

Федеральный фонд состоит  из информационных фондов нормативных  документов, которые создаются и  ведутся субъектами хозяйственной  деятельности, принимающими их.

Основные виды документов, которыми комплектуется Федеральный фонд, следующие нормативные акты РФ, касающиеся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

    • государственные реестры;
    • правила и рекомендации в этих областях;
    • государственные стандарты и их проекты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
    • стандарты отраслей и информация о стандартах научно-технических, других общественных организаций, международные договоры в области стандартизации, метрологии и сертификации;
    • нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зарубежных стран.

Информация о работе Информационное обеспечение в стандартизации и метрологии