Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Все люди на земле разные: они отличаются цветом кожи, ростом, цветом волос и множеством других признаков. Помимо внешних различий, которые мы можем наблюдать визуально, каждый человек различается своим отношением и взглядами на жизнь, на явления, которые происходят вокруг него, на поступки окружающих людей. Это абсолютно естественно, так как во многом рациональные или эмоциональные проявления человека зависят, с одной стороны, от той социальной обстановки, в которой он находится, а с другой, от того, какой у него характер, мировоззрение или же темперамент. Именно последнему будет посвящено данное исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности
1.1. История появления и развитие знания о типах темперамента……….4
1.2. Современный этап исследования типов темперамента……………...10
Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью учеников
в школе………………………………………...............................................11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

111.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по – разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его           общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно                     регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа           темперамента это происходит по – разному. Так, если холерику легче, чем          флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие.             Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы          выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

О природе темперамента высказывались  различные точки зрения, начиная  с Гиппократа и  Галена, которые  выделили 4 типа темперамента. Эти типы практически  неизменно  дошли  и  до наших  дней и  используются в исследованиях современных  психологов. Э. Кречмер связывал природу  темперамента с химическим составом крови.  А. Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик, Г. Врисберг, связал темперамент с  особенностями нервной системы. И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и  сегодня.

Таким образом, данная работа рассказывает о темпераменте, его видах, истории изучения и др. В ней дана характеристика темпераментов, раскрыты особенности влияния свойств нервной системы на типы темпераментов. Следовательно, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным подструктурам личности и знание своего типа темперамента, безусловно, поможет решить многие проблемы воспитания и развития личности.  
      Я считаю, что достигла поставленной цели, так как смогла определить зависимость успеваемости ребенка в школе от типа его темперамента.

В ходе работы моя гипотеза не подтвердилась, наиболее успешны в школе холерики, а не флегматики, как я предполагала. Соответственно, моя гипотеза была опровергнута.

В заключении данной работы, необходимо отметить, что определение типа темперамента учеников и установление их взаимосвязи с успеваемостью школьников – это достаточно важная и интересная тема, которая имеет под собой теоретическую основу и подтверждение на практике

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

    1. Айзенка Г. (тест) // http://vsetesti.ru
  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – М., 1990

     3. Возрастная и педагогическая психология. К., –  1986 

     4. Гипперейтер Ю.Б. и  Романова В.Я. Психология индивидуальных      

         различий – М., 2000

     5. Дружинин В.Н. Современная психология. – М, 1998

     6. Индивидуальный подход и тип темперамента //  http://festival.1september.ru

     7. Кант И. О темпераменте. Психология индивидуальных различий: Тексты. –

         М., 1982.

     8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. — М., 1982

     9. Немов Р. С. Психология. – М., 1995

     10. Рогов И.М. Общая психология – М., 1998

     11. Крылов А.А. Психология. – М., 1998


1  Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал,  

   1989., Т. 10, № 1. С. 12.


2  Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. С. 149


3  Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

   С.


4   Немов Р. Психология. - М., 1995. С. .399


5  Немов Р. Психология. - М., 1995. С. 400


6  Дружинин В.Н. Современная психология.  – М, 1998. С. 237


7  Крылов А.А. Психология. – М., 1998. С. 106


8  Крылов А.А. Психология. – М., 1998. С. 149


9  Возрастная и педагогическая психология. К., –  1986. С. 68



Информация о работе Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе