Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Краткое описание

Все люди на земле разные: они отличаются цветом кожи, ростом, цветом волос и множеством других признаков. Помимо внешних различий, которые мы можем наблюдать визуально, каждый человек различается своим отношением и взглядами на жизнь, на явления, которые происходят вокруг него, на поступки окружающих людей. Это абсолютно естественно, так как во многом рациональные или эмоциональные проявления человека зависят, с одной стороны, от той социальной обстановки, в которой он находится, а с другой, от того, какой у него характер, мировоззрение или же темперамент. Именно последнему будет посвящено данное исследование.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности
1.1. История появления и развитие знания о типах темперамента……….4
1.2. Современный этап исследования типов темперамента……………...10
Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью учеников
в школе………………………………………...............................................11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

111.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности

        1.1. История появления и развитие знания  о типах темперамента……….4

        1.2. Современный этап исследования  типов темперамента……………...10

Глава 2. Типы темперамента и их взаимосвязь с успеваемостью учеников                        

               в школе………………………………………...............................................11

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………..14

Приложение………………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все люди на земле разные: они отличаются цветом кожи, ростом, цветом волос и множеством других признаков. Помимо внешних различий, которые мы можем наблюдать визуально, каждый человек различается своим отношением и взглядами на жизнь, на явления, которые происходят вокруг него, на поступки окружающих людей.  Это абсолютно естественно, так как во многом рациональные или эмоциональные проявления человека зависят, с одной стороны,  от той социальной обстановки, в которой он находится, а с другой, от того, какой у него характер, мировоззрение или же темперамент. Именно последнему будет посвящено данное исследование.

Анализируя ту или иную жизненную ситуацию, мы пытаемся понять, почему человек поступил так или иначе, что повлияло на его поведение в определенных условиях? В этом и может помочь знание о типах темперамента, с одним из которых человек рождается и который проявляется в течение его дальнейшей жизни.

Важнейшим этапом в процессе социализации является время, которое ребенок проводит в школе, другими словами – его школьная жизнь. Ведущей деятельностью человека в этот период является учеба, учебная деятельность, к которой каждый ученик проявляет себя по-разному. Это разница в степени усвоения материала или же в способности изложить его зависит от множества факторов, одним из которых является  тип темперамента, присущий ученику. Так или иначе, влияние типа темперамента на индивидуальный стиль деятельности рассматривалось многими авторами: Кони А.Ф. в работе "Память и внимание", психологические исследования Мерлина В.С., Климова Е.А., Русалова В.М.

Объект: типы темперамента

Предмет: взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе

Цель работы: определить зависимость успеваемости ребенка в школе от типа его  темперамента.

 

Задачи:

1. Рассмотреть  историю развития знания о темпераменте и его типах.

2. Выделить характерные черты каждого типа темперамента.

3. Исследовать взаимосвязь и влияние типа характера ученика на его успеваемость в школе. 

 

Гипотеза: С моей точки зрения лучшие ученики в школе – флегматики. Для проверки этой гипотезы я провела тест учащихся 9 «Б» класса. Затем я  узнала их итоговые оценки за прошлый год.  После этого я сопоставила результаты анкетирования с итоговыми оценками.

 

Методы:

1.  Анкетирование учеников с целью определения типа темперамента. Для  

анкетирования использован тест Г. Айзенка

2.  Анализ итоговых оценок за прошлый год.

3. Сопоставление результатов анкетирования с оценками по предметам                     (русский язык, математика, физика, биология, химия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Типы темперамента и их характерные особенности

 

1.1. История появления и развитие знания о темпераментах

Темперамент – совокупность  индивидуальных природных качеств человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности его психических процессов и поведения. То есть, темперамент определяет, в каком темпе, с какой скоростью человек думает, воспринимает информацию, вспоминает что-либо, а также насколько он подвижен, активен, быстро или медленно реагирует на что-либо и так далее. Темперамент имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках человека. Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».1Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

 

 

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.                                                                        

     И.Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»2

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. Тип темперамента определяется свойствами нервной системы. Это природные, врожденные данные, которые определяют подвижность психических процессов человека, но не ее убеждения, интересы, ценности, способности или возможности. И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида3.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.        

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется4.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок. Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом5.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Особенности, присущие только темпераменту:

- темперамент – врожденное качество; если какая-то черта (динамическая особенность), существующая у взрослого человека, присутствовала у него и в раннем детстве – она относится к свойствам темперамента;

- регулируют динамику психической деятельности в целом и особенности отдельных психических процессов;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы;

- свойства темперамента не меняют своей величины и выраженности в течении длительного времени;

- свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны6.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает (См. Приложение 2). Каждый человек имеет сочетание двух темпераментов, один из которых - основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило. Различия по темпераменту – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Изменяется не качество выполнения деятельности, а способ осуществления. При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования педагогическая практика показывают, что проявления темперамента человека могут изменяться под влиянием условий жизни и воспитания. Каждая личность содержит в себе все четыре темперамента, но в разной пропорции. Каждый из них выходит на первый план, в зависимости от ситуации.

Информация о работе Взаимосвязь типа темперамента ученика и его успеваемости в школе