Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Цель моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
После того как я определилась с основными социальными институтами, я посчитала нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
При изучении каждого института я пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
§1. Социальные институты…………………………………………………………………4
§2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
Семья, как социальный институт………………………………………………8
Институт образования…………………………………………………………10
Институт политики…………………………………………………………….12
Институт экономики…………………………………………………………..14
Институт религии……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

социология Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов..docx

— 68.10 Кб (Скачать)

  Если  суммировать приведенные точки  зрения, то становится ясно, что  важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

  Наряду  с регулятивной, религия и церковь  выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

  мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

  компенсаторная - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

  интегрирующая - заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

  Реализуя  эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного  сознания, религия и церковь тем  самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

  Мировоззренческую функцию религия и церковь  реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного  типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений  и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

  Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, социальное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

  Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

  Религия и церковь, являясь составной  частью культуры, выполняют культуротранслирующую  функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.  
 
 
 
 
 

  Заключение

  1. Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
  2. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития.
  3. Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
  4. Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.
  5. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. www.gumer.info Кравченко А.И.  Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов
  2. www.gumer.info Фролов С.С. Социология. - М., 1996
  3. www.gumer.info Вебер М. Избранное. Образ общества
  4. http://sociology2015.ru
  5. www.nuru.ru/socio/

Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов