Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Цель моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
После того как я определилась с основными социальными институтами, я посчитала нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
При изучении каждого института я пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
§1. Социальные институты…………………………………………………………………4
§2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
Семья, как социальный институт………………………………………………8
Институт образования…………………………………………………………10
Институт политики…………………………………………………………….12
Институт экономики…………………………………………………………..14
Институт религии……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

социология Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов..docx

— 68.10 Кб (Скачать)
    1. Институт  образования.

  В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.

  Термин  «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:

  а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

  б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

  Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.

  В примитивных первобытных обществах  образование являлось частью социально-производственного процесса.

  В доиндустриальном обществе с расширением  масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.

  В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

  В обществе индустриального типа образование  перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

  В чем заключается специфика социологического подхода к изучению образования? Во-первых, процесс образования рассматривается  в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (статусы и роли).

  Вторая  особенность социологического анализа  заключается в том, что система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных

  социальных  позиций и ролей, посредством  которых осуществляются различные типы деятельности.

  Третья, главная особенность социологического подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.

  Функции образования:

  1.       Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 
профессиям).

  2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

  3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

  4.   Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

  во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

  во-вторых, институту образования присуща  специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

  Третий  момент, сближающий образование с  формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса. 

    1. Институт  политики

  Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает  фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы  экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального  дохода.

  Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке  труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной  базы и прочими трудностями, которые  зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в  зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

  Неоклассики рассматривали рынок труда как  равноценный, где опыт и предложение  уравниваются при помощи колебаний  уровня заработной платы, а безработица  выступает смягчающее, то есть вызванное  природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В  двадцатом столетии оказалось, что  невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

  1) развитие НТР и повышение роли  человека в общественном производстве;

  2) обеспечение общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

  3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами; 

  4) необходимость компромиссности  и смягчения социальных конфликтов;

  5) способствование развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

  6) влияние идей и конкретных  социальных достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма; 

  Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

  Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные  сдвиги в экономике, конверсию ВПК.

  Реальные  и потенциальные масштабы безработицы  в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда  трое выполняют работу одного) достигает  в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять  до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в  США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим  трудом прокормить только 15 чел., тогда  как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними  на производстве. Ими покрывалась  общая потребность предприятий  в рабочей силе, когда от них  требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.

  Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и  мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно  повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить  трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать  им пособие, размер которого прямо зависит  от уровня зарплаты, и предоставлять  бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает  качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие  коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции  рабочей силы, то есть об отказе от концепции  полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

  Полная  занятость превратилась в нашем  обществе в поголовную занятость  маломобильной рабочей силы, которая  привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее  место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным  рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую  силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством  бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.

  Игнорируется  обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелено в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает, тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.

  При этом занятость характеризовалась  большими диспропорциями: рядом с  излишком рабочей силы в одних  сферах и видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые  работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин  простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов  и строителей).

  Поэтому во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное  одобрение концепция эффективной  занятости. Это не поголовная, а социально  ориентированная занятость, основными  компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность  обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого  желают; формирование социального партнерства  работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность  ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места  работы с точки зрения формы собственности (госпредприятие, частное, кооперативное, коллективное, общественное и т. п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.

  Социальная  политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.

  Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

  2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

  3) выдача помощи на случай безработицы; 

  4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;

  5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства; 

  6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.  

    1. Институт  экономики

  Центральное место в анализе экономической  системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

  В самом общем виде экономическую  культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов