Виды и методы социального проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:43, реферат

Краткое описание

Сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования. Субъект и объект социального проектирования. О методологии социального проектирования. Методы и этапы проектирования. Виды социального проектирования.

Файлы: 1 файл

кант.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

- чем глубже  познана взаимная закономерная  связь сравниваемых предметов, тем выше степень, вероятности;

- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость  принять новое решение, которое  вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти  более рациональный и эффективный  способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

 

Метод ассоциации связан и с устранением прежних  принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными  положениями, ведущими к коренному  преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает  сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые  проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Помимо вышеизложенных методов в социальном проектировании используются и другие, такие как  метод социальных нормативов, метод  социального баланса, метод социальной оптимизации, метод социальных последствий, метод социальной типологии и  классификации, метод социального  картографирования и др.

Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта -задачи проекта - изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка - модель - конструкт - проект.

Разработка  социального проекта нередко  начинается в условиях известной  неопределенности, отсутствия ясности  в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция  предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и  очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х – начале 30-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

 

На этом этапе  проектирования желательно хотя бы в  самом общем виде представить  тот резерв времени, который отводится  для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

а) определение  характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка  форм паспорта (внесение показателей,  которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых  данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

 

Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение  потребности (мотив);

б) отображение  путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);

в) отображение  конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).

 

В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

 

Формулировать цель можно различными: способами, в  том числе и графически. «Дерево  целей» - это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.

 

Важно уже  на стадии определения целей предусмотреть  все противоречия между ними и  избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.

 

Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько  целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.

 

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой  информации, обращаясь к любым  источникам, включая и научные  исследования. Приоритет отдается тем  сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального  процесса. Кроме того, надо принимать  во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые  имеются в мировой практике.

 

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно – это этапы достижения целей.

Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

Формулировка  задания рассматривается как  часть концепции, которая может  включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и  трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных  элементов проекта). Концепция проекта  обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа  и с помощью эксперимента.

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное  прогнозирование - это предвидение  тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

На заключительной стадии проектирования принимается  решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая  в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные  варианты, сроки, основные этапы и  последовательность операций.

 

 

 

 

 

3.ВИДЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

3.1. Социальное проектирование новых  производств

Опыт социального  проектирования новых производств  накапливался постепенно. Долгое время  социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства  новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при  их проектировании тщательно разрабатываются  такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения  профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий  использования тяжелого ручного  труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и  его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании  целесообразности и экономической  перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние  и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также  наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде  бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний  опыт формирования новых производств  показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились  отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Осуществление  многих «хороших» проектов и планов было затруднено не только по технико-экономическим  причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным  программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых  учреждениях, предприятиях торговли и  быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.  
При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие – в корне изменить свое содержание, а третьи – стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное  проектирование новых производств  непременно включает в себя обеспечение  условий трудовой деятельности, и  в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда  для всех работников требует также  учета требований технической и  производственной эстетики. Видное место  при проектировании занимают вопросы  повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в  отдыхе.

 

Теория и  практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального  развития новых производств, они  в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники  и технологии.

Информация о работе Виды и методы социального проектирования