Социология как наука: предмет, структура, функции, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:44, лекция

Краткое описание

При изучении любой науки прежде всего необходимо определить ее предмет – то, что изучает данная наука. Вроде бы, для социологии данный предмет очевиден: общество и закономерности его развития. Но не следует спешить – простота его кажущаяся. Чтобы это постичь, следует сначала ответить на вопрос: что собой представляет само общество как понятие?

Файлы: 1 файл

Лекции1,2 соц.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

 Самореализация – ещё одно понятие, тесно связанное с проблемой личности и её социальной жизни. Самореализация - наиболее полное использование возможностей, талантов, способностей личности. Она зависит и от того, есть ли социальный заказ на потенции человека, от степени развитости способностей, от характера и воли. Оптимально процесс самореализации происходит, когда есть как социальный заказ и развитость способностей на должном уровне.

 

Новая социальная среда расширила число  форм, подтверждающих социальную значимость личности. Кроме традиционных –  через госслужбу, приобретение определенного  профессионального или социального  статуса и т.п. -  появились и другие: через накопление материальных благ, престижных вещей, приобщение к социально значимой информации. В этих областях осуществляется востребованность и новых способностей. Форм же самоутверждения существует целое множество:

  • статусное самоутверждение: через достижение определенного статуса. Побудительным мотивом здесь может быть стремление к росту, развитию, совершенствованию способностей, а может – стремление к власти, доминированию над другими, манипулированию.
  • поисковое самоутверждение через поиск, смену видов деятельности, профессий, круга общения. Такая активность может привести к иллюзии самореализации.
  • самоутверждение как самоцель, порой даже в деструктивных формах: криминальные действия, молодежный экстремизм, утрированная мода, акты вандализма.
  • престижное самоутверждение: через приобретение престижных вещей – автомобилей, картин, мобильников, книг, и т.п., которые, возможно, никогда не будут использованы.
  • самоутверждение через расширение границ и возможностей сознания, обогащение и совершенствование духовной жизни.

Процесс самореализации и социализации неразрывен с процессом  индивидуализации – персонифицированной  формой осуществления социальных требований. Стоит перечислить некоторые из предложенных социопсихологами моделей социализации:

социализация  как инкультурация: как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой. Человек в процессе индивидуального развития автоматически, пассивно воспринимает культуру, нюансы же определяются национальным характером. Эта модель социализации быстро политизировалась, под социальный заказ развернулись исследования национального характера разных народов с целью эффективного политического и пропагандистского воздействия на них.

Социализация  как результат межличностного общения: в основу модели положен эффект группового воздействия на личность. В процессе и в результате взаимодействия личности со всей совокупностью социальных явлений она оснащается определенными установками, социальными символами, примеряет на себя различные социальные роли, достигает максимальной приспособленности к данной социальной системе.

Социализация  как процесс ролевой тренировки: личность включается в социальную систему через ролевое научение. Культурные ценности, лежащие в основе ролевых предписаний, адаптируют индивида к готовым шаблонам поведения, обеспечивают передачу целей от одного поколения к другому. Концепция получила широкое применение в теориях организации и управления.

Социализация  как социальное научение: модель основана на утверждении, что несовершенство общества можно изменить с помощью модификации человеческого поведения, что социализация – вполне управляемый процесс, необходимо только тщательно взвесить пропорции наказаний и поощрений, то есть стимулов.

Когнитивная модель социализации делает акцент на обучении не столько навыкам, сколько развитию познавательных, эмоциональных, моральных потенций личности. Личность обладает способностью к восприятию и переработке информации, она, скорее, «думатель», чем «делатель». В данной модели прежде всего учитывается, что поведение личности всегда детерминировано ее знаниями, которые образуют определенную картину мира в человеке. Именно картина мира, а не сама реальность управляет поведением людей, стоит между эмпирической действительностью и человеком.

  Одновременно с глубокой древности  шел и поиск способов управления  человеком, манипулирования его  поведением. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон убеждены, что те, кто контролирует взгляды и убеждения в обществе, прибегают к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие. Идеологи манипуляции определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые надо взять под контроль, чтобы программировать его мысли: это познание и общение.

 

В 1938 г. в США учеником З. Фрейда, Эрнстом Дихтером был создан Американский институт по изучению мотивации поведения, первоначальной задачей которого была манипуляция покупателем, пробуждение глубоко запрятанных в подсознании желаний, о которых сам человек не мог и подозревать. Успех был огромным. Опыт института заинтересовал социологов, политиков. Дихтер был советником в избирательной кампании Кеннеди, консультантом в избирательных кампаниях международного масштаба. На базе его исследований стали открываться другие центры, где изучались возможности использования психоанализа для манипуляции сознанием:  воздействие цветом, полом диктора, тональностью и тембром  его голоса, различной образностью слов.

В гитлеровских лагерях опыты с манипулированием личностью, попытки создать идеального заключенного, безропотного и беспрекословного выполняющего все команды давали неожиданные результаты. Такой заключенный оказывался совершенно нежизнеспособным. После «ампутации личности» в нем полностью разрушались качества индивидуальности, притуплялся даже инстинкт самосохранения. Истощенный – он не испытывал чувства голода, пока не получал команду: «Ешь!», двигался машинально, слабел и «вымирал изнутри».

Такой же манипулятивной системой была знаменитая спартанская система воспитания. Взращивание бесконечно преданных государству, бесстрашных воинов достигалось простыми средствами: суровым бытом, жестокими нравами, постоянными физическими и военными упражнениями. Воспитывалось презрение к слабым и культ героев. В историю искусства, науки, литературы, философии спартанцы не внесли ничего. Следствием системы было только выращивание «одинаковых» – так называли граждан, получивших спартанское воспитание.

  • Социология семьи

Семья - это  первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, по времени возникший значительно раньше классов, наций, государства.  Семья как социальный институт охватывает множество более частных институтов: брака, родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, права (в части семейного законодательства), социальной защиты детства и опеки и другие. Таким образом, семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений.

На  первых этапах развития человеческого  сообщества семьи в нашем понимании  не существовало, имели место беспорядочные  половые связи. Первой социальной санкцией в отношениях мужчины и женщины  стало исключение из полового общения  родителей и их детей. Это и есть та  историческая граница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.  
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых по счету (четырех-пяти) поколениях. В семье такого типа существовал групповой брак, отец детей не всегда мог быть установлен, и происхождение определялось по материнской линии. 

Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода являлась женщина, то в совместном доме жили лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, жили в семьях своих матерей и посещали жен в определенных случаях. В таких общинах часто встречалась полиандрия (многомужество).

Отцовская домовая община включала в себя родственников  по мужской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

Сейчас  ушли в прошлое большие патриархальные семьи, где домохозяйство, традиционный уклад и обычаи являлись жизненноважной скрепой. Значимыми для понятия семьи остаются общее (трансформировавшееся) хозяйство, общие дети и сексуальные взаимоотношения между супругами. Отношения природного и социального в функционировании семьи и ее  духовные составляющие, безусловно, разномасштабны, но одно важно подчеркнуть: человеческая культура выбрала исходным состоянием и нормой именно парную семью, основанную на браке и любви. Надо отметить, что сегодня (и эта закономерность присутствует во всех европейски культурах) число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья - муж, жена, один (два)  ребенка.

Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, когда семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой брачная связь, построенная на любви, уходит в прошлое. Современные цивилизационные условия и  силы превращают одухотворённый мир семьи  в безличную взаимозаменяемость. (Фиктивный брак, гражданский брак, брак по расчёту и т.п.)

Понятие «структура семьи» обычно включает в себя совокупность отношений родства между ее членами, а также систему социокультурных и нравственных отношений. Она зависит одновременно и от властно-авторитетных отношений, которые влияют на характер семьи.                      Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, (чаще – мужу), а детей – родителям. В семьях демократического типа распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов. Для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.

Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства - существовала объективная основа для авторитарной семьи. Совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи.

Сегодня в социологии типология семьи и брака по критерию власти расширилась такими образцами, как эгалитарная семья (равенство в правах), партнёрская семья (совместное обсуждение семейных решений), отстраняющийся тип правления (никто из супругов не желает брать власть в свои руки).

По месту  проживания вновь образующейся молодой семьи принято выделять патрилокальные браки (молодые супруги живут в доме отца мужа), матрилокальные (молодые супруги живут в доме родителей жены) и неолокальные (проживают отдельно от родителей).

В демографии семьи различаются по брачному состоянию на полные (в своем составе семья имеет хотя бы одну супружескую пару) и неполные (в составе семьи нет супружеской пары). Кроме того, различают семьи нуклеарные (семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей, без других родственников) и сложные (семья может состоять из различных комбинаций двух или нескольких супружеских пар и родственников).  Типология семейных структур весьма динамична во времени, она детерминирована социальной структурой общества.

Необходимо  подчеркнуть, что институт семьи и брака не охватывает всю сферу семейной жизни и многообразие отношений между родственниками, однако он подразумевает совокупность норм и санкций, регулирующую отношения супругов. Некоторые нормы имеют юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к нормам культурным, в то время как способом их моральной регуляции выступают обычаи и традиции.

  • Проблемы социологии религии

Сегодня существует социологическое определение религии как институциализированной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. По сравнению с мифологией, она считается более зрелым этапом духовного и социального бытия. Религия, по выражению М. Вебера, – это ступень на пути человека от «сна наяву» к целерациональной системе представлений о мире, его «расколдовыванию».

Долгое  время, в том числе и в социологии, обходился вниманием тот факт, что религия, вырастая из веры, создаёт стройную и сложную систему знания, альтернативную и отличную от научной, гораздо более богатую и гармоничную по уровню и сложности решаемых вопросов. К примеру, не следует забывать, что европейская культура подошла к моменту Научной революции, будучи уже воспитанной в языковой среде христианства. Вернер Карл Гейзенберг (1901 – 1976), немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, подчёркивал: «Религиозные образы и символы являются специфическим языком, позволяющим как-то говорить о той угадываемой за феноменами взаимосвязи мирового целого, без которой мы не могли бы выработать никакой этики и никакой шкалы ценностей. Этот язык в принципе заменим, как и всякий другой…Однако мы от рождения окружены вполне определённой языковой средой. Она более родственна языку поэзии, чем озабоченному своей точностью языку естественной науки».

Информация о работе Социология как наука: предмет, структура, функции, значение