Безработица молодежи как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта - разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области.
Задачи исследования:
- исследовать положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации;
- раскрыть сущность региональной политики в сфере занятости
молодежи;
- провести анализ тенденций развития рынка труда Брянской области;
- выявить роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи;
- проанализировать положение молодежи на рынке труда Брянской области;
- обозначить проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области;
- разработать мероприятия по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние проблемы безработицы молодежи 7
1.1 Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации 7
1.2 Сущность региональной политики в сфере занятости молодежи 14
1.3 Анализ тенденций развития рынка труда Брянской области 23
2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 30
2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи 30
2.2 Анализ положения молодежи на рынке труда Брянской области 43
2.3 Проблемы эффективной социальной поддержки безработной молодежи в Брянской области 52
3 Разработка мероприятий по решению проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области 65
3.1 Методические рекомендации по совершенствованию трудоустройства и социальной поддержки молодежи в Брянской области 65
3.2 Разработка программы по содействию трудоустройству молодежи Брянской области 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение А - Проект постановления 86
Приложение Б - Паспорт областной целевой программы 87
Приложение В - Перечень программных мероприятий 89

Файлы: 1 файл

ДипломБезработицамолодежь Брянск (1).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

Сокращение численности населения  происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-октябре 2011 года уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1396  человек и за счет миграционной убыли населения, которая составила в январе-октябре текущего года 3114 человек.

Демографические показатели, сложившиеся  в области в январе-октябре 2011 года, характеризуются следующими данными (см. таблицу 3) [50].

Таблица 3 - Демографические показатели, сложившиеся в Брянской области  в январе-октябре 2011 года

 

Человек

На 1000 человек населения

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

Родившихся

11500

11470

10,8

10,7

Умерших

17002

18368

16,0

17,2

- в том числе детей  в возрасте до 1 года

101

86

8,9

7,3

Естественная убыль

-5502

-6898

-5,2

-6,5

Браков

9555

8945

9,0

8,4

Разводов

5375

5130

5,1

4,8


 

В январе-октябре 2011 года в области  отмечается увеличение уровня рождаемости  и  снижение уровня смертности.

В целом по области превышение числа  умерших над числом родившихся составило 1,5 раза (в январе-октябре 2010 года – 1,6 раза), причем в 5 муниципальных районах области оно составило 2,2 - 2,3  раза.

Общие итоги миграции в январе – октябре 2011 года представлены в таблице 4 [50].

Таблица 4 - Общие итоги миграции в январе – октябре 2011 года

 

2011 г.

Справочно

2010 г.

человек

на 10 тыс. человек

населения

Человек

на 10 тыс. человек

населения

Миграция – всего:

       

     прибывшие

29940

282,9

21526

200,7

     выбывшие

33054

312,3

22961

214,1

     миграционный  прирост (+),

снижение (-)

-3114

-29,4

-1435

-13,4

 в том числе в пределах России:

       

     прибывшие

28947

273,5

20719

193,2

     выбывшие

32879

310,7

22725

211,9

     миграционный  прирост (+),

снижение (-)

-3932

-37,2

-2006

-18,7

 Международная миграция:

       

     прибывшие

993

9,4

807

7,5

     выбывшие

175

1,7

236

2,2

     миграционный  прирост (+),

снижение (-)

818

7,7

571

5,3

 в том числе со  странами СНГ:

       

     прибывшие

905

8,6

753

7,0

     выбывшие

114

1,2

167

1,6

     миграционный  прирост (+),

снижение (-)

791

7,4

586

5,4

 с другими зарубежными странами:

       

     прибывшие

88

0,8

54

0,5

     выбывшие

61

0,6

69

0,6

     миграционный  прирост (+),

снижение (-)

27

0,2

-15

-0,1


 

За январь-октябрь 2011 года число  мигрантов внутри области увеличилось  на 3326 человек или на 20,1 процента по сравнению с январем-октябрем предыдущего года. Миграционная убыль населения области составила 1042 человека, что обусловлено, в основном, большим числом выбывших в другие регионы России [50].

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проведенного органами государственной статистики:

- в среднем за 2010 год численность  занятого населения составляла  602,8 тыс. человек, численность  экономически активного населения  – 655,0 тыс., общая численность  безработных – 52,2 тыс., или 8,0% от экономически активного населения;

- в среднем за 9 месяцев 2011 года, соответственно – 570,2 тыс. человек  (уменьшение на 32,6 тыс. человек), 650,9 тыс. (снижение на 4,1 тыс. человек)  и 47,4 тыс. (уменьшение на 4,8 тыс.  человек), или 7,3% (снижение на 0,7 п.п.);

- в среднем за сентябрь-ноябрь 2011 года, соответственно – 619,8 тыс.  человек (увеличение на 17,0 тыс.  человек по сравнению с 2010 годом), 663,9 тыс. (рост на 8,9 тыс. человек)  и 44,1 тыс. (уменьшение на 8,1 тыс.  человек), или 6,6% (снижение на 1,4 п.п.) [50].

На 1 декабря 2011 года по сравнению с 1 декабря 2010 года число учтенных в  Статистическом регистре хозяйствующих субъектов всех видов экономической деятельности (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) увеличилось на 95 единиц (на 0,4 %) и составило 21878 единиц.

По формам собственности их распределение  следующее: государственная и муниципальная  – 18,2%, частная – 70,1%, смешанная российская – 1,7%  и др.

Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций за октябрь 2011 года составила 346,7 тыс. человек. На долю крупных и средних организаций приходится 78,4% работающих.

На условиях совместительства и  по договорам гражданско-правового  характера для работы в этих организациях привлекалось еще 9,5 тыс. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в октябре 2011 года составило 281,4 тыс. человек.

За январь-сентябрь 2011 года на малых  предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками  списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 46,6 тыс. человек.

В структуре количества замещенных рабочих мест  71,6% приходилось  на долю четырёх  видов  деятельности: обрабатывающих производств (21,7%), оптовой  и розничной торговли, ремонта  автотранспортных средств, бытовых приборов и предметов личного пользования (20,4%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (16,8%), строительства (12,7%).

Государственная услуга содействия гражданам  в поиске подходящей работы осуществляется службой занятости населения  в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, утвержденным приказом  Минздравсоцразвития РФ № 513 от 03.07.2006 г.

В 2011  года в областную службу занятости населения за предоставлением государственных услуг  в подборе подходящей работы обратились 49,3 тыс. человек, что на 7,2 % меньше, чем  в 2010 году (53,1 тыс. чел.) Из них при содействии службы занятости были трудоустроены 33,7 тыс. чел. (68,4% от количества обратившихся) [50].

Из числа обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы  женщин – 24,4 тыс. человек, или 49,6 % от общего количества (в 2010 году – 25,7 тыс. чел.); граждан в  возрасте 14-29 лет – 21,6 тыс. человек  или 43,7 % (в 2010 году – 23,7 тыс. чел); граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва – 12,0 тыс. человек или 24,3 % (в 2010 году – 10678 чел.); относящихся к категории инвалидов – 2,9 тыс. человек или 5,8% (в 2010 году – 3,3 тыс. чел.).

Доля обратившихся за содействием  в поиске работы по отношению к  экономически активному населению  в Брянской области составляет 7,5 % (655,0 тыс. человек – экономически активное население за 2010 год, доведенное Рострудом  для использования в работе в 2011 году), что на 0,8 % меньше, чем в 2010 году (8,3 %). 

Из 49,3 тыс. человек, обратившихся по вопросу трудоустройства в  областную службу занятости, 42,9 тыс. человек (87,1 %) на момент обращения не имели работы, т. е. являлись незанятыми, 6,3 тыс. человек  (12,9 %) хотели найти работу будучи занятыми.

В общем числе обратившихся по вопросу  трудоустройства преобладали граждане, ранее работавшие по профессиям рабочих  – 53,3 % (2010 год – 52,3%). В структуре  граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, за 2011 год 9,8 %  (2010 год – 9,6%) составили работники, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников;   24,4 % (2010 год – 20,1%) - лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; 3,6 % (2010 год - 3,5 %) – пенсионеры; 5,8 % (2010 год – 6,1 %) - относящиеся к категории инвалидов [50].

Уровень трудоустройства ищущих работу граждан (отношение численности  ищущих работу граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости к численности ищущих работу граждан, состоящих на учете на начало периода плюс поставленных на учет в течение периода) составлял 54,7 %, (2010 год – 49,6 %, ) от количества трудоустроенных граждан из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.

 

 

 

2 Анализ проблемы безработицы молодежи на территории Брянской области

2.1 Роль службы занятости в трудоустройстве безработной молодежи

Управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области (далее – управление) является государственным органом исполнительной власти Брянской области, обеспечивающим проведение на территории Брянской области единой государственной политики в сфере труда, занятости и защиты от безработицы, охраны труда, трудовых и иных связанных с ними отношений [50].

Управление осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере труда, занятости  населения и защиты от безработицы  на территории Брянской области.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию мероприятий активной политики занятости населения;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Деятельность управления государственной  службы занятости населения Брянской области осуществляется в соответствии с постановлением администрации  Брянской области от 21 декабря 2006 г. N 793 «Об управлении государственной службы занятости населения Брянской области».

Управление осуществляет на территории Брянской области следующие функции  и полномочия:

1. Осуществляет контроль за:

- обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

- регистрацией инвалидов в качестве безработных.

2. Обеспечивает регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы и безработных граждан.

3. Обеспечивает оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг [50]:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информирование о положении на рынке труда в Брянской области;

- организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- организацию проведения оплачиваемых общественных работ;

- организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;

- содействие самозанятости безработных граждан;

- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

- выдачу работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4. Принимает участие в разработке и реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

5. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.

6. Осуществляет функции учредителя центров занятости.

7. Формирует и представляет в администрацию Брянской области предложения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию управления и центров занятости.

8. Организует работу по формированию, ведению и использованию банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.

9. Обеспечивает разработку, внедрение, контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем, их обслуживание и ремонт технических средств, внедрение и сопровождение информационно-телекоммуникационных средств, исполнение требований по защите информации, создание единой информационной системы органов службы занятости [50].

10. Готовит и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности управления и государственных учреждений центров занятости населения.

11. Обеспечивает реализацию требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности деятельности органов службы занятости, предупреждения и пресечения должностных правонарушений работниками органов службы занятости.

Информация о работе Безработица молодежи как социальная проблема