Безнадзорность в детской среде как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с «детьми улицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Файлы: 1 файл

Контр. безнадзорность.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

группы. – СПб.: Питер, 2010. – 349 с.

  1. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М.: Институт государства и права РАН, 2000. - 239 с.
  2. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // Московский комсомолец. 2004. № 3.
  3. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. – 164 с.
  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

 

 

Понятийный словарь

 

Асоциальный (от греч. а — приставка со значением отрицания + лат. socialis — общественный) — нарушающий права и интересы общественной среды; не соответствующий принятым в этом обществе нормам и правилам поведения.

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Бродяжничество— социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта.

Девиантное поведение — с точки зрения педагогики понимается как отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайщем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей.

Делинквентное поведение — повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Деструктивное поведение — поведение, которое направлено на разрушение предметов, других людей и самого себя.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Криминальное поведение — противоправные проступки подростка, которые по достижении им возраста уголовной ответственности служат для возбуждения уголовного дела по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Криминальному поведению, как правило, предшествует делинквентное и девиантное поведение.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

1 Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М.: Институт государства и права РАН, 2000. – С.5.

 

 

2     http://newsland.com/

3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120 - ФЗ  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Консультант Плюс.

4 Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социс. 2003. № 9. – С. 61.

5 Баркер Р. Словарь социальной работы. Сокр. пер. с англ., М.: Ин-т соц. работы, 1994. – С. 134.

6 Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // Московский комсомолец. 2004. № 3. – С. 5.

 

7 Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось // Правда. 2005. №6.

 

8 Дети улиц: состояние и проблемы (По материалам социологического исследования, проведенного в Москве в 2008 году) // Московский гуманитарный университет: М., 2009. – С. 7.

 

9 Дети улиц: состояние и проблемы (По материалам социологического исследования, проведенного в Москве в 2008 году) // Московский гуманитарный университет: М., 2009. – С. 12.

10 Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ярославль, 2004. – С. 54.

 

11 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 88.


Информация о работе Безнадзорность в детской среде как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с «детьми улицы