Безнадзорность в детской среде как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с «детьми улицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Файлы: 1 файл

Контр. безнадзорность.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безнадзорность в детской среде как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической  деятельности с «детьми улицы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

      Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

   Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ. Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества. 

Детская беспризорность и безнадзорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества1. В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях.

    Официальная статистика по количеству беспризорников в России практически отсутствует — во многом из-за того, что выловленных беспризорников не отпускают обратно на волю, а передают родителям либо в детские дома. Источником хотя и далеко неполной информации по численности беспризорников, являются органы МВД, которые формируют свои данные по тому, сколько ловят подростков за совершённые ими правонарушения.  По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более чем каждый 50-й ребёнок в России – беспризорник» "2.  И, несмотря на определенные усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет.

    Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц3.

   Современными исследователями безнадзорность определяется как вариант девиантного поведения подростков и результат социально-психологической дезадаптации личности. Это поведение, которое препятствует включению в общество, усвоению общественных норм, правил поведения4. В словаре по социальной работе безнадзорные дети и подростки также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих5.

    Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст «безнадзорников» – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, высокой степенью физической и психической травмированности безнадзорных и беспризорных детей.

   По данным социологических исследований, среди доминирующих причин детской безнадзорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей — 76%; бедственное материальное положение семей — 74%; уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами — 68%; алкоголизм в семье — 67%; плохое отношение к детям в приютах — 60%; наличие психических заболеваний у членов семьи — 61%6.

 

    Неблагополучие в семье — основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

    В последние десятилетия резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении7.

     Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает и общее состояние, и уровень развития любой страны, равно как и положение дел в мире. В этой связи все более востребованными оказываются социально-педагогические технологии работы с данной категорией подростков.

«Дети улицы» - это дети, не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей;  это дети, живущие на улице и для которых она является родным домом.  «Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. 

В рамках проведенного социологического исследования под термином «дети улиц» исследователи выявили несколько категорий таких детей8:

1) дети, семьи которых находятся в состоянии кризиса и не могут в силу этого обеспечивать воспитание и надзор за детьми в необходимой мере;

2) дети, родители которых  не выполняют свои родительские обязанности, даже если они не лишены родительских прав;

3) дети, в силу сложной  жизненной ситуации оказавшиеся вне своего дома и семейного окружения, живущие на положении лиц без определенного места жительства;

4) дети, имеющие опыт жизни  на улице, находящиеся на реабилитации в учреждениях социальной защиты.

     Данные исследования подтверждают, что существует прямая связь между ситуацией в семье и феноменом «детей улиц». У 84% опрошенных детей семья неполная. Как правило, деятельность и быт родителей, как в прошлом, так и в настоящем, связаны с девиациями различного рода: алкоголизм, преступность, наркомания. Чаще всего именно эти обстоятельства становятся причиной развала семьи ребенка, ставшего беспризорником.

     Представления «детей улиц» о своем будущем, о своих перспективах достаточно размыты. Большинство опрошенных детей не смогли определить свои профессиональные планы в перспективе, описать круг тех жизненных проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем. У опрошенных в ходе исследования детей чаще всего представлена ориентация на две базовые ценности:

  1. Материальное благополучие. Ориентация на эту ценность характерна для 63,2% опрошенных. Отсутствие у ребенка элементарных условий для жизни, родительской семьи определяет деньги, как единственный ресурс, который позволил бы хоть в какой-то степени решить его основные проблемы, изменить жизнь в лучшую сторону. В связи с этим богатство выступает для него интегральным показателем хорошей жизни и одновременно средством его достижения;

2. Ценность хорошей семьи. Эта ценность представлена в сознании «детей улиц» заметно реже (10,5%), но относительно других ценностей ее выбор отмечается чаще. Дети, которые в достаточно раннем возрасте столкнулись с серьезными проблемами в своих семьях, имеют жизненный опыт, который не позволяет им видеть в своей реальной семье определенную ценность. Семья, как ценность, в представлениях «детей улиц» – это скорее эталон, идеальный тип, с которым у них связаны перспективы возвращения и именно по такой модели такие дети видят создание своей собственной семьи9.

  В процессе социально-педагогической работы с «детьми улицы» предусматривается создание так называемого «реабилитационного пространства» для несовершеннолетних из группы риска10. Под ним в теории и практике социальной работы понимается формирование территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных. По существу выражение «реабилитационное пространство» включает в себя: во-первых, выявление несовершеннолетних, относящихся к группе риска – это первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и налаживанию социально-педагогической работы с ними; во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона создает наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска; в-третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативного влияния факторов среды, способствующего развитию безнадзорности; в-четвертых, данное определение говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него. 

      Социально-педагогическую работу с данной  категорией детей можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный11. Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

     Социально-педагогическая профилактика беспризорности среди детей и подростков будет наиболее эффективна, если:

- программы по социально-педагогической  профилактике будут разнообразны  и интересны по своему содержанию, направлены на поддержку мотивации  у детей и подростков, позволяющей  вовлекать их в деятельность, учитывать особенности взаимодействия  семьи и школы в решении  проблемы;

- организована профилактическая  работа социального педагога  с семьями, в первую очередь  с семьями, находящимися в социально  опасном положении (малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем).

     Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшей задача — помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

     Основная работа с «детьми улиц» должна быть направлена на создание условий для выживания таких детей (организация ночлега, питания, оказания медицинской помощи), и освобождение от негативного опыта предыдущего жизни через укрепление веры в собственные силы и свое будущее. Основным методом работы с такими лицами являются социально-педагогический патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование "Я-концепции".

    Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

Литература

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) // Консультант Плюс. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социс. 2003. № 9. – С. 61-63.
  3. Баркер Р. Словарь социальной работы. Сокр. пер. с англ., М.: Ин-т соц. работы, 1994. – С. 134.
  4. Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось // Правда. 2005. №6. 
  5. Гоголева А.В. Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома // Мир психологии. - 2003. - №4.- С. 218-229.
  6. Дети улиц: состояние и проблемы (По материалам социологического исследования, проведенного в Москве в 2008 году) // Московский гуманитарный университет: М., 2009. – 69 с.
  7. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и

Информация о работе Безнадзорность в детской среде как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с «детьми улицы