Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

·

· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Оглавление

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

Составлены планы совместной работы ЦСПСиД с КДН Верх-Исетского района и с первым отделом милиции Верх-Исетского района на 2010год.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, ЦСПСиД и ПДН первого отделения милиции, составлен план совместной работы, в котором предусматривается проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетними склонными к самовольным уходам из ЦСПСиД и правонарушениям.

Еще одним направлением в  индивидуальной профилактической работе по проблеме безнадзорности является организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей из малообеспеченных семей, беспризорных и безнадзорных, состоящих на профилактическом учете  в органах внутренних дел на базе ЦСПСиД организован летний оздоровительный лагерь.

В заключение хотелось бы сказать  о том, что организация профилактики безнадзорности в специализированных учреждениях должна развиваться.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной  политики в сфере развития указанной  системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов  к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, необходима серьезная  финансовая политика в этой сфере.

И, наконец, в-третьих, хочется  обратить внимание на необходимость  взаимодействия между специализированными  учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Безнадзорные дети часто оказываются  вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, чтобы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.

2.2 Алгоритм деятельности  социального педагога по профилактике  безнадзорности детей младшего  подросткового возраста 

 

Алгоритм – программа  решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными [34, с.41].

Алгоритм деятельности социального  педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста включает в себя три блока:

1. Диагностическая работа.

2. Собственно профилактическая  работа.

3. Мониторинг и анализ  результатов профилактической работы.

Диагностическая работа.

Диагностический этап направлен  на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой  работы и обеспечение условий  их реализации [34, с. 48].

Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному  педагогу и осуществляться им совместно  с другими специалистами и  учреждениями.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в  качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей группы риска [13, с. 125].

Профилактические функции  в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел  в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно  общаться с законными представителями  учащихся, строя свою работу на принципах  доверительного общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Одним из этапов диагностической  работы социального педагога является поиск и постановка на учёт семей, находящихся в социально опасном  положении.

Каждый учебный год  социальный педагог, вместе с классными  руководителями выявляет учащихся, находящихся  в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи педагогов  и представителей других структур. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика на основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения, окружающие [19, с. 181].

Если ребенок объективно находится в трудной жизненной  ситуации:

·  Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей;

·  У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

·  Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

·  Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье [31, с. 164].

На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями  его социального окружения, членами  его семьи, при наличии противоречивых характеристик, социальный педагог  должен попытаться разобраться в  существе этих противоречий, отражающих, по-видимому, особенности взаимоотношений  подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем  родителям ребенка предлагается заполнить анкету о состоянии  здоровья школьников. На семью ребенка  составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается: где проживает  семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и  членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья  нуждается.

Следующим этапом является диагностика проблем личностного  и социального развития детей  и подростков, попадающих в сферу  деятельности социального педагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог  работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в  которой находится ребенок, изучает  индивидуальные особенности ребенка  и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные  ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения  конфликтных ситуаций; исследует  условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики:

1.  Диагностика самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющая определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведения [15, с. 111].

2.  Тест - опросник мотивации аффилиации «ТМА» М.Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО) [1, с. 123].

3.  Методика экспресс - диагностика эмпатии, выявляющая характеристики эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) [15, с. 398].

4.  Методика диагностика межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик, позволяющая изучить особенности межличностного взаимодействия безнадзорных подростков [1, с. 89].

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает  педагогическое наблюдение, которое  предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния  и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируя которые  можно выделить характерные особенности  ребенка и его семьи.

Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни  семьи и ребенка. Если несколько  лет назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно, то сейчас это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителей приезжие, многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур [24, с. 55].

Важно убедить родителей  сотрудничать со специалистами. Главное  — установить контакт, чтобы семья  видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить  социальное расследование, с помощью  метода нестандартизированного наблюдения.

Социальное расследование  — это сбор данных о семье и  детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с  семьей и оказания помощи детям.

·  выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;

·  изучение ситуации семейного неблагополучия;

·  сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;

·  составление предварительных индивидуальных заключений.

Следующий этап – это  разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком или группой. По результатам  диагностики социальный педагог  определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так  и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с  целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются  для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики [27, с. 302].

Индивидуальные и групповые  программы разрабатываются с  привлечением представителей всех необходимых  для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы  должны отвечать следующим характеристикам:

·  целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

·  прогнозируемости;

·  измеряемости ожидаемых результатов [35, с. 211].

Проекты индивидуальных, групповых  программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

На каждую семью заполняется  пакет документов позволяющий анализировать  состояние клиента и его проблем, работу с ним, процесс его обслуживания, способствуя совершенствованию  деятельности, осуществляемой по отношению  к клиенту патронажа.

Пакет документов:

Социальный паспорт семьи. В паспорте по датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение за выполнением обязательств, взятых на себя членами семьи. Социальный паспорт включает в себя программу индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретными мероприятиями в соответствии со своей компетенцией.

Дневник патронажа. В нем  обозначаются: дата посещения; периодичность посещений семьи, которые посетили; учреждения, которые посетили; планы на неделю; время встреч с клиентом; цель и результат посещения; динамика встречи в ходе посещения; какие результаты сформировались после выполнения рекомендаций специалиста [35, с. 199].

Собственно профилактическая работа.

Профилактическая работа с безнадзорными подростками  включает в себя три основных направления:

·  профилактическая работа с преподавателями;

·  профилактическая работа с родителями;

·  профилактическая работа с подростками [31, с. 288].

Социально-педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь безнадзорному несовершеннолетнему, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание материальной помощи), тесно связан с работниками Дома культуры, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, тесно связан с работниками фельдшерско-акушерского пункта, если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение или обучение в специализированной вспомогательной школе [35, с. 186].

В целях профилактики безнадзорности в школе создаются разнообразные  кружки. По мере необходимости посещаются семьи учащихся, пропускающих уроки  без уважительных причин, их дела рассматриваются  на Координационном совете. Программу  по профилактике безнадзорности учащихся реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через  систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений  об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Пропуски занятий фиксируются в  журнале пропусков, обсуждаются  на совещании классных руководителей, заместителей директоров, педагогических советах [9, с. 253].

Профилактическая деятельность в образовательном учреждении включает:

·  составление социального паспорта школы;

·  учет неблагополучных семей школы;

·  привлечение к обследованию: неблагополучных семей социального педагога, родительского комитета;

·  оказание психолого-педагогической помощи в работе учителей с учащимися;

·  совершенствование форм совета профилактики;

·  осуществления полного комплексного и системного подхода к диагностике и профилактике детей;

·  привлечение детского самоуправления к организации работы с учащимися «группы риска».

Социальный педагог использует в своей практике различные формы  работы с проблемной семьей.

Профилактическая работа с семьей включает в себя три основные функции:

Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема