Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

· исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

·

· исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Оглавление

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 80.52 Кб (Скачать)

Курсовая работа

Безнадзорность  детей как социально-педагогическая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1. Безнадзорность как социальная патология

1.1 Правовые и социально-политические  характеристики детской безнадзорности

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля, за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива, а также — в безразличии родителей, воспитателей к детям».

Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль над поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность  которых нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд  исследователей относят таких детей  к «группе риска»:

1)    дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения  родителей в силу разных, не  имеющих юридической силы обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных  семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть дети и подростки  из материально обеспеченных, благополучных  семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

Актуальность  исследования: вопрос детской безнадзорности отражает одну из самых тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой зависит будущее не только общества, но и страны в целом. Количество безнадзорных подростков с каждым годом увеличивается в масштабах. Сегодня в России 4 000000 безнадзорных детей; 6 000 подростков - преступников; 573 000 детей-сирот. Актуальность исследования обусловлена тем, что современный период социального развития России характеризуется деформацией семейного образа жизни, феноменом вытеснения детства из семьи, нарушением родительско-детских отношений, ростом насилия, жестокого отношения к детям, количеством неблагополучных подростков и т. д. Это неслучайно, ведь наиболее уязвимым для влияния и последствий социально-экономического кризиса в любой стране, является подрастающее поколение. Духовная жизнь подростков, в силу недостаточной сформированности социально-психологической структуры их личности, в первую очередь системы ценностей подвергается насильственному воздействию со стороны асоциальных условий проживания, кризиса образования, дегуманизации общества в целом.

В настоящее время проблему подростковой безнадзорности изучают такие отечественные исследователи как: В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Э. Б. Мельникова, Л. Л. Рыбцова и др.

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования: исследовать сущность безнадзорности как социально-педагогической проблемы.

Задачи исследования:

·  исследовать социально-психологические аспекты безнадзорности;

· 

·  исследовать значение, формы и методы социально-педагогической работы с безнадзорными детьми;

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение, сравнение, диагностика, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста  

 

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика младшего подросткового  возраста

безнадзорность младший  подросток

Подростковый возраст  — это самый трудный и сложный  из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный  период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются  социальные установки, отношения к  себе, к людям, к обществу. Кроме  того, в данном возрасте стабилизируются  черты характера и основные формы  межличностного поведения. Главные  мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение  и самоутверждение. Главная новая  черта, появляющаяся в психологии подростка  по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более  высокий уровень самосознания [23, с. 65].

В рассматриваемой литературе хронологические границы младшего подросткового возраста точно не фиксированы. Разными авторами в  качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Это часто зависит от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст. Так, например, в периодизации Д. Б. Эльконина как отдельная эпоха развития выделяется отрочество, в которой стадиями являются младший подростковый и старший подростковый возраста. Возрастные границы младшего подросткового возраста он определяет в пределах физического возраста детей от 12 до 15 лет.

Подростковый возраст  называют переходным возрастом, так  как в этот период происходит взросление ребенка, т.е. к некоторым более  зрелым степеням развития. В этом отношении  младший подростковый возраст можно  считать полу-возрастным, т.е. детство  уже ушло, но физическая, психическая  и эмоциональная зрелость еще  не наступила. Этот период отражается на всех сторонах развития подростка [16, с. 15].

В настоящее время имеется  множество характеристик подросткового  возраста. Но наиболее полная характеристика подросткового возраста предложена Д. Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности [36, с. 12].

Важнейший факт физического  развития в подростковом возрасте - половое созревание, начало функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических  особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка  к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что  оно вносит много нового в жизни  подростка [5, с. 46].

Активизация и сложное  взаимодействие гормонов роста и  половых гормонов вызывают интенсивное  физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Дети часто  ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей [16, с. 21].

В связи с быстрым развитием  возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжения головного  мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным [20, с. 47].

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональную  нестабильность усиливают сексуальные  возбуждения, сопровождающие процесс  сексуального созревания.

По мнению западных психологов, подростки еще бисексуальны. Тем  не менее, в этот период половая идентификация  достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности  в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе, как и традиционные женские, так и традиционно мужские  качества [12, с. 192].

Благодаря бурному росту  и перестройки организма в  подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется  новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все  изъяны внешности (действительные и  мнимые). Иногда это приводит к чувству  неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

На образ физического  «Я» самосознания в целом оказывает  влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются  в наименее выгодном положении; акселерация  создает более благоприятные  возможности личностного развития [20, с. 125].

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувства взрослости, «Я-концепция» [36, с. 111].

Когда говорят, что ребенок  взрослеет, имеют в виду становление  его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного  участника этой жизни. Конечно, подростку  еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к  ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона  взрослости считается центральным  новообразованием младшего подросткового  возраста. Чувство взрослости - особая форма самосознания; оно практически  не связано с процессом полового созревания [25, с. 188].

Подросток претендует на равноправие  в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [16, с. 137].

Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция - стремление быть, казаться взрослым.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу  периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется  «Я – концепция» - система внутренне  согласованных представлений о  себе, образов «Я» [36, с. 155].

Примерно в 11-12 лет возникает  интерес к своему внутреннему  миру, а затем происходит постепенное  усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются  им пристрастно. Подросток хочет  понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится  как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые [25, с. 201].

Образы «Я», которые создает  в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его  жизни. Физическое «Я», то есть представления  о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой  пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных  качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников [12, с. 310].

Подросток - еще не цельная, зрелая личность. Отдельные его черты  обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармоничны. Когда  же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или  поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической  защиты.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное». При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности [36, с. 181].

Когда идеальный образ  представляется достижимым, он побуждает  к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря  тому, что у подростков развивается  саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий [20, с. 345].

Информация о работе Безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема