Экологические проблемы аграрного кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

Как констатируют авторы "Концепции аграрного развития России в 1997 - 2000 годах", "причины разрушения почвенного покрова определяются прежде всего порочностью хозяйственного механизма, последствиями директивного землепользования и экстенсивной технологической политикой, в результате которой на значительной территории земледелие не соответствует природным условиям.

Оглавление

1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века …………...…..3
2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства …………………………………………………….…………8
Список литературы………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

контрольная по история аграрных отношений.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Согласно  некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями, особенно учитывая, что мы вынуждены будем сократить некоторые таможенные пошлины.

3.      Сокращения рабочих мест и сомнительные перспективы создания новых.

Сокращение  рабочих мест повлечет за собой появление сотни тысяч безработных, прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности. Создание новых рабочих мест потребует огромные средства, в том числе на социальную поддержку, переквалификацию. Такие средства лишь частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

4.      Повысится себестоимость российских конкурентоспособных товаров.

В настоящее  время себестоимость российских товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Такая структура себестоимости принимается западом как демпинг, и в целях отказа от него, от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

5.      Дополнительная инфляция и снижение конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

Это может  произойти из-за роста цен в  результате выравнивания внутренних цен  России на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства в этих отраслях.

6.      Соглашения ВТО запрещают странам-участницам, к примеру, предоставление правительственных субсидий, запреты касаются главным образом экспортных субсидий в промышленности, которые в России практически не применяются, или субсидий на импортозамещение.

Правило может быть смягчено для развивающихся  стран, но где гарантия, что при  возникновении в России потребности  в субсидиях, произойдет такое смягчение. Практика субсидирования отдельных  предприятий или отраслей, которая по правилам ВТО может вызвать ответные меры, в последние годы ограничена до минимума. Особым пунктом остается субсидирование аграрного сектора, который у нас и так не в лучшем виде.

7.      Юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах.

Вместе  с тем эксперты предостерегают от последствий вступления в ВТО  для России. Нужно отдавать себе отчет в том, что, ускоренно вступая  в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. Дело в том, что предприниматели не имеют гарантий того, что после вступления России в ВТО они сохранят свой бизнес в стране. У них сейчас нет возможности "перевооружиться", нет достаточного количества денег, и в то же время от снижения барьеров они пострадают больше других. Нас ждет обнуления таможенных пошлин на автомобили и сельхозтехнику, отказ от поддержки сельского хозяйства, допуска иностранных банков на внутренний рынок. Но это невыгодно России сейчас.  Нужно готовиться к тому, что к нам сразу же будут предъявлять много исков и по поводу таможенных пошлин, и по поддержке сельского хозяйства, и по поддержке сталепрокатных предприятий, и так далее.

Даже  российский представитель по переговорам  в ВТО М.Ю. Медведков констатирует: "Совершенно очевидно, что сразу после присоединения "сливки" прежде всего снимает не страна-новичок, а "старые" члены ВТО. То есть наша "плата за вход" вернется к нам только в среднесрочной перспективе. Те инвестиции, которые делаются в ВТО, никогда не дают немедленного эффекта. Надо будет какое-то время подождать". Он также признает, что бюджетные расходы в России не могут конкурировать с  бюджетными расходами в странах ЕС, поскольку у нас помимо сельского хозяйства есть еще и другие секторы экономики, которые требуют поддержки.

Эксперты  этого лагеря вообще утверждают, что  прямой экономической выгоды Россия не получит. Так в аналитической статье в журнале "Эксперт" утверждается, что "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год.

Общий вывод  критически настроенных экспертов, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транскорпорациям  и богатым странам.

И в заключении:

Лауреат Нобелевской  премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, говоря о ВТО, отметил: "Эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… Проповедуя необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…"

Россия  по своей сути аграрная страна, и  сельское хозяйство – наша опора и оплот, если эту отрасль оценивать как движущую часть программы развития сельских территорий, обеспечивающих социальную стабильность, территориальную целостность и нашу продовольственную безопасность! И нам просто необходимо было отстаивать свои интересы в этом секторе экономики с удвоенной, а то и с утроенной силой. Сегодня есть реальная угроза, что мы сами поставим крест на сельскохозяйственном будущем России.

Для сельского  хозяйства условия вступления в  ВТО – наихудший сценарий для развития сельских территорий. Рассчитывать на то, что, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем выбить себе лучшие условия, по меньшей мере, легкомысленно. Действовать нужно сейчас, пока двери ВТО открыты, пока есть возможность войти в эти двери с поднятой головой, с уверенностью в стабильном будущем, а не лелеять призрачные надежды.

Помимо  денежных средств, положение сельского  хозяйства зависит от урожайности  года, от погодных условий. Мы хорошо помним, чем обернулось для нас катастрофически аномальное лето 2010 года. И подобные провальные года случаются отнюдь не редко. Когда требуется не просто вкладываться в развитие отрасли, а помочь ей выжить, чтобы вообще была перспектива двигаться дальше.

К сожалению, в высказываниях многих правительственных  чиновников звучит явная прокламация отрицательных аспектов вступления в ВТО, но вопреки логике в положительном свете, что, мол, всё это нам только на пользу, главное поскорее вступить, а остальное приложится, устроится, наладится, образуется, другие же страны уже давно там!

Однако  Россия выходит из этого ряда, т.к. занимает настолько большую территорию и имеет в первую очередь задачи ее освоения, что для остального мира мы представляем собой объект наивыгоднейшей торговой площадки, то есть мы – огромный рынок сбыта для продукции других стран. И вряд ли они упустят такую возможность расширить сферы своего экономического влияния, поэтому нас так ждут в ВТО. То хорошее, что нам сможет принести вступление в ВТО, будет несоизмеримо с масштабами возможных потерь, если оперативно не принять эффективную концепцию мер по компенсации негативных последствий для сельского хозяйства, понятную для общества. Ведь по социологическим опросам 

Государство не может развивать сельское хозяйство, если его продукция окажется в  итоге неконкурентоспособной ни на внешнем, ни даже на внутреннем рынке. Это неизбежно произойдет, поскольку, в отличие от российских, зарубежные  сельхозпроизводители и переработчики получают в той или иной форме гораздо больше дотаций (в расчете на гектар посевных площадей).

Со вступлением  в ВТО возможности регулирование  рынка, скажем, зерновых интервенций, у  правительства будут существенно  ограничены. Если увеличатся объемы производства в сельскохозяйственном секторе, то лимита субсидий, зафиксированного на нынешнем уровне, уже не хватит. Нужно  учитывать, что россияне занимаются сельским хозяйством, в основном, в  зоне рискованного земледелия, из-за чего государству неизбежно нужно регулировать рынок. Поэтому требуется оказание постоянной поддержки, уже показавших свою эффективность, таких как субсидирование ставок по кредитам и т.п. А все это требует больших объемов бюджетных средств.

Никто сегодня  не спорит, что главные задачи России - суметь преодолеть зависимость страны от реализации природных ресурсов и  развить другие основные отрасли: промышленность, сельское хозяйство. Мы должны стать  самодостаточной страной в этих областях, иначе никакое вступление в ВТО нам не поможет.

Сегодня еще есть надежды в рамках последней  процедуры ВТО, что Россия сможет договариваться о приемлемых условиях для АПК, так как постфактум бороться за уступки будет очень сложно. Такими условиями, на наш взгляд, должны были быть:

1.      Меры по применению торгово-ограничительных процедур с целью защиты национального производителя на внутреннем рынке от демпингового, массированного и субсидированного импорта товаров;

2.      Мероприятия, направленные на стимулирование увеличения предложения на внутреннем рынке доли товаров отечественного производителя, т.е.  развитие новых внутренних  рынков для сельхозпродукции российского производителя.

3.      России следует отстоять квоты на ввоз мяса. Имевшиеся ранее договоренности истекли в 2009 году в связи с продлением срока вступления России в ВТО. Нам надо применять низкие квоты на ввоз мяса, чтобы поддержать инвесторов  птицеводства и свиноводства и защитить растущее производство в этих отраслях. Основные интересы по птице - у США, Евросоюза; по свинине -  у США, Евросоюза, Бразилии; по говядине - у Бразилии, Аргентины, Парагвая, США, ЕС и еще примерно у 8-10 стран.

Требования  ВТО по части ограничения аграрных субсидий – тема довольно спорная. В то время как Россия уступила в этом вопросе уже на стадии вступления, другие страны продолжают бодаться из-за субсидий уже внутри организации. Все развитие ВТО застопорилось из-за этого и Дохийский раунд многосторонних переговоров, который год буксует. В крайнем случае, у России еще есть шанс отстоять права аграриев хотя бы "изнутри" ВТО, если мы  окончательно не завалим и Дохийский раунд.

В связи с  этим мы делаем следующие выводы и  рекомендации:

  1. Проблему ВТО, по нашему мнению, нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты  собственных рынков и борьбу за внешние.
  2. Россия в ВТО – проблема общегосударственная и потому требует взвешенного подхода к решению и постоянного контроля на межведомственном уровне, в рамках, например, межведомственной комиссии.
  3. Инициатором такого подхода к решению проблем сельского хозяйства и сельских территорий в условиях ВТО, по нашему мнению,  может выступить Минсельхоз, как профильное ведомство в правительстве РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Концепция аграрной политики России в 1997 - 2000 годах, Под редакцией Е.С. Строева. М., 1997

2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1996 год. М., РУССЛИТ, 1997

3. www.@selros.ru

 

1 Кернскую группу (Cairns Group) создали в 1986 году страны–члены ВТО с большой долей аграрного экспорта. В группу входят 19 государств: Канада, ЮАР, Пакистан, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины; страны Южной Америки – Аргентина, Боливия, Бразилия, Гватемала, Колумбия, Коста-Рика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили.

 


Информация о работе Экологические проблемы аграрного кризиса