Экологические проблемы аграрного кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

Как констатируют авторы "Концепции аграрного развития России в 1997 - 2000 годах", "причины разрушения почвенного покрова определяются прежде всего порочностью хозяйственного механизма, последствиями директивного землепользования и экстенсивной технологической политикой, в результате которой на значительной территории земледелие не соответствует природным условиям.

Оглавление

1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века …………...…..3
2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства …………………………………………………….…………8
Список литературы………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

контрольная по история аграрных отношений.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и  образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

 

Институт экономики и финансов  АПК

 

                                                            Кафедра:

                                           

                                            Дисциплина: История аграрных отношений

 

 

 

 

 

 

                                                      Контрольная работа  №___

 

Тема: 1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века

2. Россия  в ВТО: положительные и отрицательные  последствия вступления для сельского  хозяйства

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

студент

 

 
 

(подпись)

 

  Принял

   
 

(подпись)

 

 

2012 г.

Содержание

1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века …………...…..3

2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства …………………………………………………….…………8

Список литературы………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экологические проблемы аграрного кризиса конца ХХ века

 

Анализ  современной ситуации в агросекторе и вероятных перспектив ее развития в будущей двадцатипятилетней перспективе логично начать с основного средства производства в сельском хозяйстве - земли, которое, к тому же, наиболее инерционно и предсказуемо. Имеющиеся сведения о состоянии земель сельскохозяйственного назначения начиная с 1965 г., то есть за срок, превышающий прогнозируемую перспективу, позволяет предполагать, что при сохранении современной аграрной политики в неизменном виде, результат предыдущих тридцати лет может быть экстраполирован на будущий период.

Согласно  данным государственного учета земель, на 1 января 1997 сельскохозяйственные угодья во всех категориях землепользователей занимали 221,6 млн. га, их доля в структуре  земельного фонда составляла 13,0%, в  том числе на пашню приходится 7,5%, на кормовые угодья - 5,1%, а на многолетние  насаждения и залежи менее 0,2%. Среди  всех сельхозугодий на земли сельхозпредприятий, организаций и граждан приходилось 83,1%, в том числе 93,1% пашни. Более 44 млн. га (34%) пашни относятся к категории дефляционно опасных земель. Среди естественных кормовых угодий более 20% сенокосов и 11% пастбищ представляют собой заросшие кустарником и заболоченные земли. Значительная часть пастбищ страдает от дигрессии, сопровождаемой эрозией и дефляцией.

Широкое вовлечение в сельскохозяйственный оборот неблагополучных земель является результатом экстенсивного хозяйствования, следствием крайне неэффективного использования  лучших земель страны (черноземов, серых  лесных почв и др.), производительность которых могла бы быть увеличена  в полтора-три раза при использовании  современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Между  тем состояние этих земель постоянно  ухудшается.

Как констатируют авторы "Концепции аграрного развития России в 1997 - 2000 годах", "причины  разрушения почвенного покрова определяются прежде всего порочностью хозяйственного механизма, последствиями директивного землепользования и экстенсивной технологической политикой, в результате которой на значительной территории земледелие не соответствует природным условиям. Одной из наиболее крупных исторических ошибок стало смещение его в засушливые области страны. При административной системе положение усугублялось тем, что хозяйствам "сверху" определялись посевные площади, в ходу была "зерновая экспансия". Погоня за расширением посевов зерновых культур, сопряженных с большой долей пара, обусловила резкое увеличение площади зерно-парового клина.

Искусственное смещение границы рискованного земледелия на юг подорвало местное животноводство, осложнило природную обстановку. Распашка солонцовых, засоленных, различных  литогенных и других неблагоприятных  для земледелия почв сопровождалась не только экономическими издержками, но и ухудшением их свойств, иногда необратимым. Освоение целинных земель на юге и востоке страны привело  к тому, что были заброшены миллионы гектаров пашни в Нечерноземье и  других регионах Центральной России.

Обойденные  инвестициями лесостепные районы понесли  значительный ущерб вследствие развития водной эрозии, особенно после сплошной распашки присетевых земель, сведения лесов. Между тем, только за счет интенсификации земледелия в равнинной лесостепной полосе черноземов, особенно на Урале и в Сибири, можно было бы решить вопросы производства товарного зерна. Диспропорция между зерновым хозяйством и кормопроизводством, при котором искусственно созданный недостаток кормов перекрывался зерном, предопределила разрушение лугопастбищного хозяйства на большей части территории России.

Непродуманная технологическая политика в животноводстве с акцентом на крупные животноводческие комплексы усугубила и без  того сложную проблему утилизации отходов  животноводства, в результате чего навоз (при всей значимости его как  основного удобрения) превратился  в источник загрязнения окружающей среды. Экстенсивной системе хозяйствования свойственны и иные экологические издержки: несовершенство структуры посевных площадей, нерациональное размещение сельскохозяйственных культур в агроландшафтах, шаблонная организация территории и севооборотов, технологическая отсталость, разрушающее воздействие на почву тяжелой техники и т.д.

Чтобы вырваться  из технологических противоречий экстенсивного  земледелия, необходимо расширить применение мелиорантов, удобрений и других средств интенсификации для безопасного использования эрозионных, солонцовых, засоленных, переувлажненных и других неблагополучных пахотных земель, либо вывести часть их из активного сельскохозяйственного оборота за счет более интенсивного использования лучших земель. Таким образом, экологизация земледелия в известной мере невозможна без химизации."

С 1990 г. за счет передачи сельхозугодий в земли  запаса, в ведение сельских органов  власти, гражданам для садоводства, огородничества, животноводства и сенокошения, для несельскохозяйственных нужд, а  также потерь в результате зарастания лесом и кустарником площадь  сельхозугодий в сельскохозяйственных предприятиях сократилась на 28,1 млн.га, в том числе пашня - на 11,4 млн. га. Для сравнения: за предыдущие двадцать пять лет площадь сельхозугодий уменьшилась на 34,8 млн. га, в том числе пашня - на 10,5 млн. га. Таким образом, темпы сокращения площадей сельхозугодий в последние восемь лет возросли примерно в 2,4 раза, а для пашни - в 3,3 раза.

Сразу нужно  отметить, что само по себе увеличение темпов сокращения площадей нельзя расценивать  как однозначно отрицательное явление. Россия относится к странам с  пониженной биологической продуктивностью  сельскохозяйственных земель, что определяется как ее географическим положением, так и постоянно ухудшающимся состоянием земельного фонда. В целом  по стране наилучшие условия складываются для сельскохозяйственных угодий Краснодарского края и Республики Адыгея, весьма благоприятны условия для земель Северного  Кавказа и Центрально-Черноземных  областей. В большинстве субъектов Российской Федерации, расположенных в Поволжье, нечерноземной зоне Европейской части России, а также в Республике Калмыкия, Новосибирской области, Алтайском и Приморском краях, сельскохозяйственные условия характеризуются менее благоприятными условиями увлажнения, термическими ресурсами и солнечной радиацией, но позволяющими успешно вести производство.

В целом, большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия. На эффективность использования сельскохозяйственных угодий в России отрицательно влияют неблагоприятные агроклиматические условия (засухи, суховеи, высокие температуры, заморозки, низкие зимние температуры и т.д.). В большей или меньшей степени под воздействием этих явлений находятся сельскохозяйственные угодья почти всех регионов. По обобщенной оценке различных групп неблагоприятных агроклиматических явлений, с вероятностью более 20% (приносимый ущерб существенен) наблюдаются засушливые условия на территории 17 и заморозки - на территории 10 субъектов Российской Федерации.

Учитывая  эти объективные параметры, следует  признать, что для определенных районов  и видов почв сокращение сельскохозяйственных площадей можно было бы считать благом. Однако проблема заключается в том, что в условиях переживаемого  кризиса сокращение идет не с учетом названных негативных для ведения  сельскохозяйственного производства природных параметров, не планово, а  в соответствии с логикой развивающегося кризиса. То есть сокращение происходит в тех хозяйствах, которые, независимо от своего расположения (пусть даже самого благоприятного) не способны обрабатывать земли в прежних масштабах. Таким  образом, из сельскохозяйственного  оборота выводятся и средние, и даже хорошие в геоморфологическом отношении почвы, имеющие благоприятный  природно-климатический режим. "В  целом, несмотря на значительно более  низкий биоклиматический потенциал  по сравнению с западноевропейскими  странами, Россия при оптимальном  обеспечении АПК агрохимическими  и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями, способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям регионов."

Еще одна характеристика земель сельскохозяйственного  назначения, которая с большой  долей достоверности может быть проанализирована в долгосрочной перспективе - почвенное плодородие. Низкое плодородие почв традиционно наблюдается на значительных площадях сельскохозяйственных угодий страны. Так, почти треть сельхозземель  занимают кислые почвы (их количество с начала 90-х годов увеличилось  на 14%). Низкое содержание фосфора наблюдается  на 22% площадей, а низким содержанием  обменного калия характеризуется 9% сельхозугодий.

Особую  тревогу вызывает постоянное снижение запасов гумуса - основного показателя плодородия почв. В целом по стране за последние двадцать пять лет запасы гумуса уменьшаются ежегодно на 0,62 т/га. Наибольшие потери гумуса были в 1967 - 1971 годах и в 1995 году, а наименьшие - за период 1981 - 1990 годов, что связано  с разным уровнем внесения органических и минеральных удобрений. Так, в  целом по России на 1 га пашни было внесено органических удобрений  в 1967 - 1971 годах - 16 ц.; в 1981 - 1985 годах - 34 ц.; в 1986 - 1990 - 36 ц.; в 1995 - 14 ц., а минеральных  азотных удобрений, соответственно - 0,11; 0,30; 0,35 и 0,08 ц/га.

По оценкам  Минсельхозпрода России, на 1 января 1997 г. в результате постоянного недовосполнения выноса питательных веществ на пашне страны сохраняется их отрицательный баланс - 97 кг/га. В результате, по заключениям специалистов, в рассматриваемой двадцатипятилетней перспективе деградация почв может принять необратимый характер.

 

 

2. Россия в ВТО: положительные и отрицательные последствия вступления для сельского хозяйства

 

Россия  в ВТО – проблема общегосударственная  и потому требует взвешенного  решения на межведомственном уровне.

Проблему  ВТО, по нашему мнению, нужно воспринимать, в первую очередь, как проблему защиты  собственных рынков и борьбу за внешние. В данном приложении, в основном, мы касаемся проблем сельского хозяйства, как отрасли, по единодушному мнению большинства экспертов, политиков и государственных деятелей, наиболее уязвимой в первые годы нашего членства в ВТО.

Россия  пытается стать членом ВТО уже  почти 17 лет, заявка на присоединение  была подана в 1993 году, хотя обычно эта  процедура занимает 5-7 лет (правда, Украина  вела их 15 лет). Россия относительно быстро завершила двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами. Наиболее трудные  переговоры Россия провела с США, Евросоюзом и Китаем. После шести  лет напряженных переговоров  Россия и США в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) подписали  протокол о присоединении РФ к  ВТО в 20 ноября 2006 года.

К моменту  присоединения Российская Федерация  должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.

Сейчас полная информация обо всех условиях вступления России в ВТО отсутствует, так  как подобные документы носят  конфиденциальный характер.

Итоги переговоров  с ВТО:

1. В сентябре 2010 года ходе переговоров Кернской группой1 и с представителем США стороны пришли к соглашению, что одним из условий вступления России в ВТО станет сокращение в России с 2013 года господдержки села вдвое, а именно:

- до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем максимальном уровне - $9 миллиардов в год;

- с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику до $4,4 миллиарда.

Ранее Россия настаивала как минимум на сохранении объема агросубсидий. Противниками этого была Кернская группа, препятствующая вступлению России. Члены Кернской группы так ратуют за снижение, а ещё лучше полный отказ, от господдержки АПК, вступающих в ВТО стран, поскольку сами не способны субсидировать свой АПК напрямую. А разница в субсидировании АПК различных стран создает абсолютно не равную конкуренцию, при которой "бедные" страны заведомо обречены на худшие условия для своих товаров.

В период с 2013 по 2017 год Правительство РФ планирует  увеличить финансирование направления "зелёной корзины"**. При этом объём "жёлтой корзины"*** к 2017 году вернётся к текущему уровню - 4,4 млрд. долларов США, что не ниже федеральной  поддержки, которую мы имеем сейчас. Однако, например, если суммировать  сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в этом году, получится  около 250 млрд руб., что составляет почти $8 миллиардов. Что говорит о явном сокращении господдержки при вступлении в ВТО.

Информация о работе Экологические проблемы аграрного кризиса