Возрастные особенности мотивации к обучению в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования положительных мотивов у учеников на занятиях.Предметом исследования является возникновение интереса к учёбе у учащихся. Объектомучебная мотивация. Задачи исследования:
1. Изучить мотивационную сферу учащихся.
2. Выявить направленность мотивации.
3. Проанализировать особенности мотивации учения в подростковом возрасте.

Оглавление

ГЛАВА1
1.1 Понятие мотива и мотивации.
Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
1.3Особенности мотивации к обучению в подростковом возрасте.
ГЛАВА II.Эмпирическое исследование особенностей мотивации к обучению в подростковом возрасте.
2.1 Методы и организация исследования.
2.2 Анализ и обработка полученных данных.
Выводы по ГЛАВЕ II.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 60.67 Кб (Скачать)

Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной  устойчивой мотивации учебной деятельности:

    1. содержание учебного материала;
    2. организация учебной деятельности;
    3. стиль педагогической деятельности преподавателя;
    4. коллективные, групповые формы учебной деятельности;
    5. оценка учебной деятельности учащегося в безличной форме, в сравнительной динамике.

В контексте данной темы предлагаем мотивационный цикл, позволяющий  преподавателю наполнить психологическим  содержанием каждый этап лекционного  и практического занятия.

1-й этап. Возникновение  мотивации.

На данном этапе нужно:

1) зафиксировать у учащихся  мотивы предыдущих достижений. (Мы  хорошо поработали над предыдущей  темой.);

2) вызвать мотивы относительной  неудовлетворенности. (Но не усвоили  еще одну важную сторону этой  темы.);

3) усилить мотивы ориентации  на предстоящую деятельность. (А  между тем это вам понадобится  в таких-то ситуациях.)

2-й этап. Подкрепление  и усиление возникшей мотивации.

На этом этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени  трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные  эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность  результатом деятельности. Целесообразно  также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к  самоконтролю и самооценке.

3-й этап. Мотивация завершения.

Здесь важно, чтобы каждый учащийся вышел из деятельности с  позитивным личным опытом, чтобы в  конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс  учения, то есть положительная мотивация  перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя. Позитивное восприятие им учащихся и самого себя – один из важнейших факторов эффективности  учебной работы, так как способствует развитию у учащихся положительной  самооценки и внутренней учебной  мотивации. Иными словами, деятельность преподавателя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в группе атмосферу  взаимного уважения, доверия и  тепла.

Личностные качества, необходимые  преподавателю для эффективной  работы:

    1. стремление к максимальной гибкости;
    2. способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
    3. умение придать личностную окраску преподаванию;
    4. владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;
    5. эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. (Анкета).

Теперь отметим условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения.

    1. Осознание ближайших и конечных целей.
    2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
    3. Наличие любознательности.
    4. Положительный психологический климат в группе.
    5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.

Перейдем к организации  поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию устойчивой положительной мотивации учащихся.

1-й этап – мотивационный.

Он включает в себя следующие  учебные действия:

– создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей  темы (постановка учебной задачи, теоретическая  и практическая значимость темы, ее ценность в истории науки);

– формулировка основной учебной  задачи как итога обсуждения проблемной ситуации (цель деятельности на данном занятии);

– рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки (план работы, установка  на подготовку к изучению нового материала).

2-й этап – операционально-познавательный.

Он предполагает:

– усвоение темы, овладение  учебными действиями и операциями в  связи с ее содержанием;

– положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.

3-й этап – рефлексивно-оценочный.

На этом этапе происходит:

– анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой  работы;

– организованное подведение итогов, переводящее удачные и  неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта («на  ошибках учатся»);

– «подкрепление» учебной  мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости.

 

Выводы по ГЛАВЕ I.

Мотивация — важный компонент  регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды  жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка  необходима учебная деятельность, как  основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ  являются одними их средств развития такой мотивации.

Основой успешной учебной  деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к  данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих  факторов любой деятельности придавалось  огромное значение с древних времен.

Свидетельством этого  можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

Следует отметить, что четко  определить как структуру, так и  механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определения терминам мотив  и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды  на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.

В нашей стране вопросами  мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи  как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4].

Все ученые, занимавшиеся проблемой  мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается  мышление, приобретаются знания, необходимые  для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В задачи любого учителя  входит формирование и развитие мотивации  учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный  и долгий процесс, требующий учета  многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности  развития.

Подростковый возраст  можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.

Как показывает анализ имеющихся  данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение  школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению  знаний, который можно условно  назвать «борьба за оценку», даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников[1].

Воспитанию положительной  мотивации учения способствует общая  атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя  в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним  мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться  хорошо, отлично. Среди разнообразных  социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда  ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

В данной работе я не могу исследовать все факторы, которые  могут повлиять на мотивацию учащегося  и его интерес к учёбе. Таких  факторов множество и по каждому  из них можно написать  научный труд. Я попыталась в общем виде продемонстрировать  заинтересованность к обучению на примере учеников трёх 8-х классов.

Хотелось бы отметить, что  в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому  уровню мотивации. Обучение в школе  не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало  бы возможным разрешить некоторые  проблемы.

 

 

ГЛАВА II.Эмпирическое исследование особенностей мотивации к обучению в подростковом возрасте.

2.1 Методы и организация  исследования.

2.2 Анализ и обработка  полученных данных.

Выводы по ГЛАВЕ II.

Заключение 

Список использованных источников


Информация о работе Возрастные особенности мотивации к обучению в подростковом возрасте