Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я".

Оглавление

1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
* Желание получить отметку, одобрение учителя.
* Стремление к успеху, самоутверждению.
* Желание быть настоящим школьником.
* Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
* Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
* Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
* Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
* Стремление завоевать престиж у сверстников.
Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).

Файлы: 1 файл

Контрольная по возрастной психологии.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

20. В ванной или  на кухне можно  организовать игры  с водой. Оденьте ребенку фартучек, заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупы грецкого ореха, или дощечек, обратите его внимание на то, что одни предметы плавают, а другие тонут, научите выжимать губку, пропитанную водой. Во время прогулки можно устраивать игры с песком: перекладывать его лопаткой в ведерко, высыпать, делать куличики, строить башню или горку, рыть канавки и норки и пр. 

21. Предложениями и  вопросами побуждайте  малыша к исследованию. Например: "Попробуй открыть коробочку", "А вдруг в этом ящичке что-то лежит?", "А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? Посмотри, палочка плавает, а камушек утонул. А если в воду опустить губку?". 

22. Отвечайте на все  вопросы малыша, стараясь  формулировать ответы  в доступной форме. 

23. Радуйтесь "открытиям"  и "изобретениям" малыша, поделитесь радостью с другими членами семьи, хвалите малыша. Если он уже умеет говорить, задавайте ему вопросы о том, что он делает, что у него получилось, помогите рассказать о том, чем он занимался, папе, бабушке, дедушке. 

24. Не ругайте ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. В раннем возрасте это неизбежно. Постарайтесь терпеливо относиться к детским "экспериментам" и так организовать пространство детской игры и занятий, чтобы было удобно навести порядок в доме. 
 
 

Вопрос  №3: Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека. 

Ведущая деятельность – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. 

Выделяют следующие  ведущие деятельности:

  1. Непосредственное общение младенца с взрослыми.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве.
  3. Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста.
  4. Учебная деятельность школьников.
  5. Профессионально-учебная деятельность юности.
 

Смена ведущих  видов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновение  новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают человека к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. 

Возрастной  период Ведущая деятельность Психологические новообразования
 
 
 
 
 
Младенчество 

2 мес.-1 год

 
 
 
 
 
Непосредственно-эмоциональное  общение
  • Потребность в общении
  • Базовое доверие к миру
  • Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
  • Различение близких и посторонних людей
  • Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
  • «Истинное» подражание
  • Предметное восприятие
  • Автономная речь
  • Ходьба
  • Мотивирующие представления. Превращение ребёнка в субъекта желания и действия
 
 
 
Раннее  детство

1 – 3 года

 
 
 
Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
  • Овладение предметными действиями
  • Символическое, замещающее действие
  • Предметная игра
  • Начальные этапы изобразительной  и других – видов продуктивной деятельности
  • Активная речь
  • Наглядно-действенное мышление
  • Личное действие
  • Сознание «Я сам»
  • Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними
Дошкольное  детство

3 – 7 лет

Игра (сюжетно-ролевая  игра)
  • Воображение
  • Наглядно-образное мышление
  • Начала понятийного мышления
  • Картина мира
  • Новые мотивы поведения
  • Соподчинение, иерархия мотивов
  • Произвольность поведения
  • Первичные этические инстанции
  • Самосознание
  • Самооценка
  • Практическое овладение речью, развитие функций речи
Младший школьный возраст  

6-7 – 10 лет

Учебная деятельность
  • «Умение учиться»
  • Понятийное мышление
  • Внутренний план действий
  • Рефлексия – интеллектуальная и личностная
  • Новый уровень произвольности поведения
  • Самоконтроль и самооценка
  • Ориентация на группу сверстников
  • Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
 
 
Подростковый, отроческий возраст 

10-11 – 14-15 лет 

 
 
  • Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин)
  • Общение в общественно полезной деятельности
             (Д.И. Фельдштейн)
  • Чувство взрослости – новый уровень самосознания
  • Стремление к самоутверждению
  • Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей
  • Я – концепция
  • Формально-логическое мышление (рассуждающее) мышление
  • Рефлексия
Юность  

Ранняя – 15-17 лет. 

Поздняя – 17-21 год

 
 
  • Учебно-профессиональная деятельность.
  • Профессиональное самоопределение.
  • Потребность самоопределения
  • Готовность к личностному и профессиональному самоопределению
  • Жизненные планы
  • Устойчивое самосознание
  • Идентичность
  • Ценностные ориентации
  • Мировоззрение
внутренняя позиция  мужчины или женщины
Взрослость: ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет

Средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет

  • Труд.
  • Максимальная реализация сущностных сил человека.
  • Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остаётся постоянным, но изменяется их соотношение
 
 
  • Построение  стратегии жизни
  • Феномен акме
  • Смысложизненные решения
  • Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)
  • Материнство/отцовство
Взрослость

пожилой возраст (старение) – 60-75 лет

Старость – 75-90 лет.

Долгожительство – свыше 90 лет.

 
  • Профессиональная  деятельность в адаптированных формах.
  • Структуризация и передача жизненного опыта.
  • Хобби.
  • Прародительство.
  • Постепенный отказ от активности.
 
  • Принятие  своей жизни
  • Жизненная мудрость
  • Счастливая старость
  • Интегрированность, цельность
 

Данная таблица  наглядно демонстрирует нам ведущую  деятельность, характерную для определённых возрастных периодов, а так же психологические новообразования, которые закладывают основы для перехода к новой ведущей деятельности. 
 

Вопрос  №4: Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются.  Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.

    • Желание получить отметку, одобрение учителя.
    • Стремление к успеху, самоутверждению.
    • Желание быть настоящим школьником.
    • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
    • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
    • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
    • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
    • Стремление завоевать престиж у сверстников.

    Определите, какие из мотивов  характерны для младших  школьников, какие  для подростков и  какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать). 
     

     Опираясь  на ведущий вид деятельности, на социальную ситуацию развития, на общение  и на психологические новообразования  в разных возрастах, можно провести следующие соответствия внутренних позиций школьника по отношению к учению. 

      Мотивы, характерные для младших школьников: 

  • Желание получить отметку, одобрение учителя.
  • Желание быть настоящим школьником.
  • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
 

    Мотивы, характерные для  подростков: 

  • Стремление  к успеху, самоутверждению.
  • Стремление завоевать престиж у сверстников
 

    Мотивы, характерные для  старшеклассников: 

  • Практическое  значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками
  • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
  • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
 
 

Список  литературы: 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: учебное  пособие. – М.: Академический проект, 2003
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999

Информация о работе Возрастная психология