Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я".

Оглавление

1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
* Желание получить отметку, одобрение учителя.
* Стремление к успеху, самоутверждению.
* Желание быть настоящим школьником.
* Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
* Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
* Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
* Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
* Стремление завоевать престиж у сверстников.
Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать).

Файлы: 1 файл

Контрольная по возрастной психологии.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Гуманитарный  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Предмет:___Психология развития и 

               возрастная  психология 

           Вариант:___ 10 ___ 

           Тема  контрольной работы: 

           Студента_4_курса, группы__П-41__ 

           Ф.И.О ___Огородниковой  Елены Валерьевны 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Дата  сдачи работы «___»____________2009г.

Оценка:_________________

Проверил:_______________ 
 

Киров 2009

План: 

Вопросы: 

  1. Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека.
  2. Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста.
  3. Проанализируйте динамику смены ведущих видов деятельности в онтогенезе человека.
  4. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников.
    • Желание получить отметку, одобрение учителя.
    • Стремление к успеху, самоутверждению.
    • Желание быть настоящим школьником.
    • Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками.
    • Общественное значение предмета, его роль в жизни страны.
    • Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»).
    • Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности.
    • Стремление завоевать престиж у сверстников.

    Определите, какие из мотивов  характерны для младших  школьников, какие  для подростков и  какие для старшеклассников (свой ответ постарайтесь обосновать). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вопрос  №1: Проанализируйте динамику развития сферы самосознания в онтогенезе человека. 

     Самосознание - определение 

     Существует  свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формировавание эгоиндентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. 

    • Развитие  самосознания у грудного ребёнка.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка  играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 

    • Развитие самосознания  у ребёнка раннего возраста.

Стадия раннего  детства связана с формированием  автономии и независимости, ребенок  начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка  к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". 

    • Развитие  самосознания в дошкольном возрасте.

ребенок уже  убежден, что он личность, так как  он бегает, умеет говорить, расширяет  область овладения миром, у ребенка  формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. 

    • Самосознание  в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. 
 
 

    • Становление самосознания в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. 

    • Самосознание  в молодости (юности).

В молодости  для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 

    • Самосознание  во взрослом этапе  развития личности.

Центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. 

    • Самосознание  в старости.

происходит создание завершенной формы эгоидентичности  на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. 
 

Самосознание  личности 

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых  осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. 

В ходе социализации расширяются и углубляются связи  общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление  в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление  о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину): 

· сознание отличия  себя от остального мира; 

· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности; 

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; 

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое  формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. 
 

Критерии  самосознания: 

· выделение  себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 

· осознание  своей активности — "Я управляю собой"; 

· осознание  себя "через другого" ("То, что  я вижу в других, это может быть и мое качество"); 

· моральная  оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта. 

В структуре самосознания можно выделить: 

· осознание  близких и отдаленных целей, мотивов  своего "Я" ("Я как действующий  субъект"); 

· осознание  своих реальных и желаемых качеств ("Реальное Я" и "Идеальное Я"); 

· познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект"); 

· эмоциональное, чувственное представление о  себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе) 

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 

· отношение  к себе; 

· отношение  к другим людям; 

· ожидание отношения  других людей к себе (атрибутивная проекция). 

Отношение к другим людям, осознание  этого отношения  бывает качественно различным: 

· эгоцентрический  уровень отношений (отношение к  себе как самоценности влияет на отношение  к другим людям ("Если мне помогают, то — хорошие люди"); 

· группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к нашей группе, он — хороший"); 

· просоциальный  уровень ("Другой человек — это  самоценность, уважай и прими другого  человека таким, каков он есть", "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы  поступили с тобой"); 

· эстохолический уровень — уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром и с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в ношении к другому человеку"). 
 
 

Вопрос  №2: Разработайте памятку на основе знаний о специфике данного периода по взаимодействию с ребёнком раннего возраста. 

   Ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

   1. Формируется  ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются  возможности познания окружающего  мира;

   2. Развивается  ситуативно–деловое общения с  взрослыми и общение со сверстниками;

   3. Формируются  когнитивные процессы;

   4. Происходит  овладение пассивной и активной  речью;

   5. Становятся  более определенными аффективная  и волевая сферы, формируется  самосознания.

   Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей в этом возрасте выступает предметно–манипулятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. 

Информация о работе Возрастная психология