Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности кризиса развития 7

1.1. Различные подходы к кризису развития 7

1.2. Этапы возрастного кризиса 9

2. Периодизация психического развития 12

психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12

2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12

2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17

Кризис новорожденности 18

Кризис 3 лет 18

Кризис 7 лет 18

Кризис в подростковом возрасте 18

3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28

3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30

Заключение 36

Список литераруры. 38

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 64.45 Кб (Скачать)

  □ Вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

  • Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  • Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей  сообщали  о  «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания,  волнующие мысли, сомнения и наблюдения».

   Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

   Деятельность  общения чрезвычайно важна для  формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание, Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

   Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, — это и есть личность.

   К началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно». В течение этого периода ломаются и. перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе  и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

   В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.». Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

   Нравственные  убеждения возникают и оформляются  только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию».

   Еще одно новообразование, возникающее  в конце переходного периода «самоопределение». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение не заканчивается в это время, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка».

   А в конце переходного периода  самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения

в жизни.

   Подростковый  период знаменует собой переход  к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В XIX веке А.И. Герцен писал: «Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающей от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди, неспособные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все: юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржавели». 

 

Заключение 

Итак, мы завершили исследование возрастных кризисов.

      Результаты  проведенного исследования позволяют  нам сделать следующие выводы:

-изучение  данной проблемы не завершено,  продолжаются споры психологов  относительно некоторых  положений,  появляются новые данные, новые  гипотезы;

  • в современных научных представлениях подтверждается существование возрастных кризисов как необходимого этапа развития личности, признается его важность;
  • результаты нашей опытно-экспериментальной работы подтверждают предыдущее положение и в очередной раз показывает, что практика идет впереди теории, не всегда ей соответствуя , но постоянно поставляет материалы для дальнейшего изучения.

 В данной работе были представлены особенности  и характеристики индивидуальных и  возрастных кризисов: их симптомы, психологическое  содержание, динамика протекания, пути выхода их них. Также рассмотрены  особенности каждого из возрастных кризисов взрослости.

 Конечно, в этой сфере еще очень много  направлений для дальнейших исследований. В частности, выход из кризисов представлен  в самом общем виде. Конкретные методики и приемы мною не рассматривались. Пожалуй, надо исследовать влияние  на кризисы различных факторов, таких, как личностные особенности субъекта или внешние условия протекания кризиса. Одна из важных сфер исследования – кризис внутри группы или кризис целой группы людей (например, семьи).

 Проблема  кризисов, и в особенности индивидуальных, – одна из мало разработанных, перспективных  и актуальных проблем психологии.

   Таким образом, подводя итог нашей работы отмечаем важность возрастных кризисов для всего развития личности, считаем  необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни. 

                  

   

             

 

 

  Список литераруры. 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов -М.: Академический Проект; Деловая книга, 2000.
  2. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед институтов под ред. М.В. Гамезо и др. –М.: Просвещение, 1984.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. –М.: Педагогическое общество России, 2003.
  4. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. М.: Просвещение, 1991.
  5. Волохова О. У последней черты.  // Семья и школа , 1990 , № 6 , С.;   
  6. Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996,
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,

Информация о работе Возрастная психология