Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрим этот основной в объяснении Выготского тезис. Остается непонятным, почему новые возможности ребенка ведут к таким бурным проявлениям несколько даже истерического свойства. Из опыта анализа критических возрастов и из экспериментальных данных известно (в частности, что при описании характерных для критического возраста проявлений необходимо всегда определить момент возникновения негативистских реакций. Мало описать сам по себе симптом, необходимо описать полно ситуацию возникновения симптома, а в работе Выготского это описание отсутствует.
Объяснение аффективных вспышек лишь непониманием желаний ребенка также вызывает сомнения. Обычно родители внимательны к первым словам ребенка, они стараются понять их, ситуации действительного непонимания возникают нечасто. Поэтому для объяснения психологического механизма кризиса первого года жизни необходимо искать более широкий контекст, увязывающий в единый узел все появляющиеся реакции ребенка.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности кризиса развития 7

1.1. Различные подходы к кризису развития 7

1.2. Этапы возрастного кризиса 9

2. Периодизация психического развития 12

психоаналитического направления (Э. Эриксон, Л.С. Выготский) 12

2.1.Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона 12

2.2. Периодизация психического развития Л.С. Выготского 17

Кризис новорожденности 18

Кризис 3 лет 18

Кризис 7 лет 18

Кризис в подростковом возрасте 18

3.Классические исследования кризиса подросткового возраста 28

3.1. Новые тенденции в изучении отрочества 30

Заключение 36

Список литераруры. 38

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 64.45 Кб (Скачать)

4) Кризис в подростковом возрасте.

Подростковый  возраст считается одним из самых  важных в полоролевом самоопределении  и становлении личности. Это обусловлено  активным половым созреванием, когда  происходит формирование вторичных  половых признаков, а влечение к  противоположному полу приобретает  взрослые черты. Кризис полоролевого самоопределения  нагляднее всего выражается в  противоречиях подросткового периода. Одно из острейших противоречий данного  возраста: наличие ярко выраженного  влечения к противоположному полу и  отсутствие возможностей для его  реализации. Другое, не менее болезненное, противоречие определяется большим  желанием привлечь внимание, понравиться  определенному представителю другого  пола и острым недовольством собой. Это так называемый «комплекс  гадкого утенка», проявляющийся  особенно ярко у подростка вследствие изменения образа своего психологического и физического «Я».

Огромное влияние  на процесс полоролевого становление  оказывает родительская семья подростка. Первый «сценарий» взаимоотношений  полов подсознательно формируется у ребенка как «слепок» образцов поведения матери и отца как представителей того или иного пола. Таким образом, формирование мужественности или женственности у подростка будут зависеть от того, насколько выражены эти качества у родителей и как поведенчески они проявляются в семье. Социально – психологические исследования выявили тенденцию деформации комплексов мужественности и женственности у современного человека. Данные явления обозначены как феминизация мужчин и маскулизация женщин. Приобретение женщинами «мужских» черт поведения и характера, а мужчинами – женских, находит свое яркое отражение и в процессе полоролевого становления подрастающего поколения.

    Кроме того, достаточно высокий процент  в структуре семей нашего общества составляют неполные семьи, где отсутствует  отец. В таких семьях мать вынуждена  сочетать в одном лице и мужские  и женские роли, что существенно  затрудняет у ребенка процесс  идентификации со своим полом. В  научной отечественной и зарубежной литературе имеются данные о том, что мальчики, выросшие без отца не склонны признавать авторитет  женщин – учителей или воспитателей, раньше начинают половую жизнь, не разборчивы в связях и не склонны к устойчивым отношениям с противоположным полом, испытывают трудности в установлении половой идентификации (1;2;3;4). Девушки, выросшие без отца, менее устойчиво, чем их сверстницы из полных семей, могут поддерживать отношения с  противоположным полом, менее разборчивы в выборе сексуального и брачного партнеров. Также они значительно  чаще оказываются неподготовленными  к семейной жизни, так как имеют  искаженные представления о супружеских  и родительских ролях. (1)

Аналогичная ситуация обнаруживается и в тех семьях, которые по своей структуре являются полными, но в них отец имеет низкий авторитет как родитель и супруг. В этом случае у девочек – подростков формируется пренебрежительное отношение к мужчинам. Наши исследования показали (5), что у подростков из неполных и неблагополучных семей особенно ярко проявляется внутриличностный конфликт по показателю «счастливая семейная жизнь», который проявляется в высокой ценности и слишком низкой доступности по данному критерию. То есть подростки из неполных и неблагополучных семей считают счастливую семейную жизнь менее доступной для себя, чем их сверстники из полных и благополучных семей. Причиной этому могут быть: отсутствие позитивной модели семейных отношений в лице их родительской семьи; негативные установки родителей по поводу некоторых аспектов семейной жизни, воспринятые подростком; наличие общей неуверенности в себе и заниженной самооценки.

    Анализируя  приведенные данные можно сделать  вывод, что семья в настоящее  время не обладает необходимым потенциалом  для формирования полоролевого самоопределения  детей и подростков. Эту задачу должны взять на себя другие социальные институты: средние и средне –  специальные учебные заведения, службы медико – психологической  помощи.

    Л.С.Выготский  считал, что личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого  целого определяется движение каждой его части. Есть в каждом возрасте центральное новообразование, вокруг которого группируются другие частичные  новообразования. Для Л.С.Выготского важно не переносить на исследование психического развития понятие среды  из биологических наук. Он предлагает говорить о качественном своеобразии, единственном и неповторимом отношении  ребенка с социальной действительностью. Это отношение он называл социальной ситуацией развития в данном возрасте. Она - исходный момент в развитии личности ребенка. Перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.

  Л.С.Выготский  говорил о том, что психическая  жизнь человека на разных этапах ее развития определяется социальной ситуацией  развития, что возрастные новообразования  перестраивают и внешнюю, и внутреннюю жизнь ребенка.

  Перестройка сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю  систему отношений с другими  и отношение к самому себе, он, ребенок, чувствовал себя изменившимся, изменяющимся. Переживание своей  динамичности, изменчивости,, возможность отнестись к ней - это главное переживание человека, которое обостряется в кризисные периоды и воспринимается как естественное качество жизни в периоды стабильные.

 

  1. Классические исследования кризиса подросткового возраста
 

   Существует  множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследователей, не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, а чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно наблюдать только у детей образованных слоев общества, то наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала века - «подростка в идеале». Рассмотрим их. Это позволит обрисовать круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены и их интерпретацию в разных научных концепциях, лучше уяснить подход к проблеме подросткового возраста, который намечается в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

   В соответствии с теорией рекапитуляции  Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение, и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

   Ст. Холл впервые описал амбивалентность  и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность и себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется  замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Ст. Холл по праву назвал это периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности» .

   Двухтомная  монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 году и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

   Во  второй половине века исследователи  углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но к от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

   В другой известной научной концепции  — концепции Ж. Пиаже - в возрасте от 11—12 лет и до 14—15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

3.1. Новые тенденции  в изучении отрочества

   Многосторонний  анализ подросткового возраста в  европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы.

   Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».

   Л.С. Выготский перечислил несколько  основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

   Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия», - писал он.

   Согласно  Л.С. Выготскому, существенные изменения  происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя»., Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

   Л.С. Выготский отмечал также еще  два новообразования возраста — это развитие рефлексии, и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

   Во  всех этих концепциях подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

Информация о работе Возрастная психология