Возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей.

Файлы: 1 файл

Возрастная психология.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

  кризис  внутриутробного младенчества, или  родовой относится к следующей  ступени, ступени оживления. По описаниям  С.Грофа в процессе родов также  наблюдается чередование механизмов отождествления-обособления, то есть в родах матери необходимы одновременно оба типа психологических умений, развитых во время беременности: программы соединения и опыт эмоционального обособления.

  4. Психическое развитие  детей от рождения  до 1 года

  Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

  Новообразования возраста

  К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

  Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного  действия).

  До  года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся  конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

  Автономная  речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

  Предметная  деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  Движущийся  глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок  способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

  Выразительные движения (комплекс оживления –  см. выше).

  Перемещение в пространстве – предпосылка  усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

  Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

  Хватание. К концу первого полугодия  из случайных захватываний игрушки  это движение превращается в намеренное.

  Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.

  Указательный  жест.

  Произвольность  движений и жестов, управляемость. Это  база для новообразования – предметной деятельности.

  Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

  Согласно  Пиаже, ребенок до года находится  в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время  еще не овладели языком и у них  нет психических образов для  слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  Базовая потребность возраста - потребность  в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

  В этом же возрасте формируется чувство  привязанности.

  5. Психическое развитие  ребенка в период  раннего детства

  В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков  и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

  Предметно-орудийная  деятельность включает манипуляцию  с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

  Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство  женщин обладает более развитым, чем  у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

  Половые различия в поведении детей обусловлены  не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

  Так, к трем годам у детей того и  другого пола складываются следующие  новообразования возраста: начатки  самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

  Первые  представления о себе возникают  у ребенка к году.

  Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

  К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок  получает возможность формировать  свое представление о себе настоящем.

  Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

  Трехлетний  малыш интересуется всем, с ним  связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

  К 3 годам ребенок уже знает, мальчик  он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и  сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

  Уяснение  ребенком принадлежности к конкретному  полу про-исходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

  К трем годам ребенок проявляет  начатки самосознания, у него развивается  притязание на признание со стороны  взрослых. Положительно оценивая те или  иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

  Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года –  примерно 200. К трем годам словарный  запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена  прямая зависимость между качеством  языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

  Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст  от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это  время нужны спокойные и развивающие  игры и нежелательны стрессы.

  При усвоении языка дети всех народов  проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

  Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

  Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

  6. Психическое развитие  дошкольника

  Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием  ребенка, она тоже проходит этапы.

  До  трех лет игра представляет собой  манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное  от сна и еды время. С помощью  игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует  действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. "Последовательность развития движений").

  Собственно  игра возникает в 3 года, когда ребенок  начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий (см. ниже "Умственное развитие ребенка").

  Главное, что ребенок получает в игре, –  возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются  действия ребенка и его отношение  к действительности.

  Игра  в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему  разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства  включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых".[1]

  Новообразованием  являются комплексы готовности к  школьному обучению:

  коммуникативная готовность;

  когнитивная готовность;

  уровень эмоционального развития;

  технологическая оснащенность;

  личностная  готовность.

  Ж.Пиаже  считает, что мышлению ребенка этого  возраста свойствен анимизм –  стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.

  Желание взрослых избежать ответов на вопросы  детей приучает их к мысли, что  эта тема запретна. Уклончивая или  искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.

  7. Психическое развитие  младшего школьника

  Ведущая деятельность – учение. Обучение в  школе и учение при этом могут  не совпадать. Чтобы учение стало  ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.

  Основные  новообразования школьника:

  личностная  рефлексия;

  интеллектуальная  рефлексия.

  7 –  11 лет – третий период умственного  развития по Пиаже - период  конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено  проблемами, касающимися конкретных  реальных объектов.

Информация о работе Возрастная психология