Возрастная периодизация Эльконина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:35, доклад

Краткое описание

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929 года, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 года работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

Файлы: 1 файл

Периодизация Эльконина.docx

— 24.90 Кб (Скачать)

 Считается, что самой  главной задачей является установление  и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи  предполагает переживание себя  как владельца тайны собственного  Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического  пространства ребенок начинает  охранять усиленно с применением  самых разнообразных средств,  выглядящих для наблюдателя как  появление скрытности, как бы  подтекста в отношениях ребенка  с другими людьми. Одновременно  это связано со структурированием  своего психологического пространства - дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя).

 Именно в это время  все трудовые навыки ребенка  включаются в его психологическое  пространство как устойчивые  элементы, организующие его, так  как все эти навыки связываются  с переживаниями целесообразности  потраченных усилий по организации  своего Я. 

 Усвоение научных понятий  формирует внутренний план действий  ребенка; в нем проявляется  содержательная ориентировка на  все измерения времени («это  уже знаю», «это изучу», «этого  не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей вещей  и явлений позволяет предвидеть  свои действия и преобразования  предметов, что отражается в  умении планировать собственные  движения в пространстве и  времени

 Произвольность поведения,  управление своими психическими  процессами, внутренний план действий  будут определяться содержанием  взаимоотношений и взаимодействий  ребенка со взрослым как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

 Младшие подростки  сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

 Старший школьный возраст  сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащечие эмоциональной сферы.

 У 6-9-летнего ребенка  происходит появление теоретического  отношения к действительности, произвольности  психических процессов, внутреннего  плана действий. Между 9 и 10 годами  начинается третий уровень социального  развития, когда ребенок не только  осознает себя субъектом, но  испытывает потребность реализовать  себя как субъекта, вступить в  широкий круг общественных отношений.

 Подростковый возраст  (13-17лет ) - один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

 С одной стороны,  для этого сложного периода  показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание  и изменение установившихся интересов  ребенка, протестующий характер  его поведения по отношению  к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

 Наряду со стремлением  ко взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярко выраженная потребность в общении со сверстниками.

 В 15 лет вычленяется  новый промежуточный рубеж социального  развития (<я в обществе>). Если  в первом полугодии 14-летнего  подростка больше всего интересует  самооценка и принятие его  другими, то уже у 15-летнего  основное место занимают вопросы  развития способностей, выработки  умений, интеллектуального развития. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного  и логического мышления, рефлексии  собственного жизненного пути, стремления  к реализации себя. Происходит  активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного  субъекта.

 Юность (18-22 года), границы  которой связываются с возрастом  обязательного участия человека  в общественной жизни. Человек  должен принять на себя ответственность  за устройство жизни в той  степени, в какой это возможно  в конкретных социальных условиях.

 Психологическое пространство  человека весьма неоднородно,  это делает целостность его  Я неустойчивой, восприятие жизни  как моей-жизни колеблется, часто по причинам, непонятным самому человеку.

 Развившееся тело, стремление  Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими. Я уже назвала его отношением дружбы.

 У человека в юношеском  возрасте существует огромная  потребность, необходимость в  интегрировании разных проявлений  жизни своего Я - он чувствует,  переживает возможность этого  как направленность течения жизни,  но для осуществления интеграции  нужна сила, нужна энергия, позволяющая  преодолеть противоречивость разных  проявлений жизни, ее глобальную  противоречивость - наличие в жизни  смерти.

 Источником такой силы, такой энергии становится друг  -другой человек, который своим присутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции Я.

 Кроме проблемы независимого  существования своего Я -целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге, в юношеском возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.

 Юношеский возраст  - возраст роста силы Я, его  способности проявить и сохранять  свою индивидуальность; в это  время уже есть основания для  преодоления страха утраты своего  Я в условиях групповой деятельности  или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я  пробует свою силу, через противостояние  с другими людьми юноши обретают  четкие границы своего психологического  пространства, защищающие их от  опасности разрушительного воздействия  другого.


Информация о работе Возрастная периодизация Эльконина