Возрастная периодизация Эльконина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:35, доклад

Краткое описание

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929 года, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 года работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

Файлы: 1 файл

Периодизация Эльконина.docx

— 24.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально –  гуманитарная академия»

 

 

 

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ  ЭЛЬКОНИНА

 

 

 

 

Доклад

по возрастной психологии

студента I курса

педагогического отделения

ФФКиС

Профиль «Физическая культура»

Аверина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в  Ленинградском педагогическом институте  им. А. И. Герцена. Работал в этом институте  с 1929 года, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 года работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую  он провёл на фронте, был награждён  орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 году началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное  «разбору и обсуждению допускаемых  подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 года Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 году защитил докторскую диссертацию, а в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966 году. Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божовичем, П. Я. Гальпериным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Рассматривая процесс  развития ребенка, возрастная  психология дает характеристику  разных возрастных периодов и,  следовательно, оперирует такими  понятиями, как «возраст» и  «детство». Возраст или возрастной  период — это цикл детского  развития, имеющий свою структуру  и динамику. Психологический возраст  может не совпадать с хронологическим  возрастом отдельного ребенка,  записанным в его свидетельстве  о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим  неповторимым содержанием особенностями  развития психических функций  и личности ребенка, особенностями  его взаимоотношений с окружающими  и главной для него деятельностью  — имеет определенные границы.  Но эти хронологические границы  могут сдвигаться, и один ребенок  вступит в новый возрастной  период раньше, а другой — позже.  Особенно сильно «плавают» границы  подросткового возраста, связанного  с половым созреванием детей.  Начальные возрастные периоды  образуют детство — целую эпоху,  которая по сути своей является  подготовкой к взрослой жизни,  самостоятельному труду.1 Специфика  детства определяется уровнем  социально-экономического и культурного  развития, общества, в котором живет,  воспитывается и обучается ребенок.  Когда кончается детство в  наше время? Традиционно детская  психология — как первая часть  возрастной — охватывает процесс  развития ребенка от рождения  до 7 лет. Но современное детство  продолжается и после поступления  в школу, младший школьник остается  ребенком. Более того, некоторые  психологи рассматривают и подростковый  возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы  ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка  только за школьным порогом  в 15 или 17 лет.

 

Возрастная периодизация Эльконина Д.Б

 

 Важную роль в развитии психологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизации психического развития детей, основанная на изучении внутренней сущности онтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка" Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который при построении периодизации основывался на следующем.

 Во-первых, он рассматривал  возрастное развитие как общее  изменение личности, формирование  нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и  жизненной позиции, установление  особых взаимоотношений с окружающими,  формирование новых мотивов поведения  и ценностных установок. При  этом Д. Б. Эльконин исходил из того, что понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. Данное положение подтверждается, в частности, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление развития.

 Все три эпохи - раннего  детства, детства, подросткового  возраста - построены по одному  и тому же принципу и состоят  из закономерно связанных двух  периодов. Переход от одной эпохи  к следующей происходит при  возникновении несоответствия между  операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.

 Таков логический каркас  теории Д. Б. Эльконина, допускающий, как легко видеть, во многом различные содержательные интерпретации ведущих деятельностей в разные периоды (в этом, кстати, также одна из сильных сторон его теории).  Теперь скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов.

 В период младенчества (I период, I эпоха) это — «непосредственно-эмоциональное  общение со взрослыми... на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия»

 В период раннего  детства (П период, I эпоха) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»

 В дошкольном возрасте (I период, II эпоха) — «ведущей  деятельностью является игра  в ее наиболее развернутой  форме (ролевая игра). Главное  ее значение состоит в том,  что... ребенок моделирует в ней  отношения между людьми... На этой  основе у ребенка формируется  стремление к общественно значимой  и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом  готовности к школьному обучению» 

 В младшем школьном  возрасте (II период, II эпоха) ведущей  деятельностью является обучение, в ходе которого «...происходит  интенсивное формирование интеллектуальных  и познавательных сил ребенка» (там же).

 Разработанная Д. Б. Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований на разных возрастах и др. Продуктивность рассматриваемой периодизации и адекватность ее реальному процессу детского развития подтверждена многочисленными эмпирическими исследованиями различных этапов онтогенеза, проведенными в последние 20 лет. Действенность периодизации Д. Б. Эльконина подтверждается результатами экспериментальных исследований не только в возрастной и педагогической, но и в социальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика возрастной периодизации

 Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное  общение со взрослыми... на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием.

 К концу первого  года у младенцев уже появляются  первые совместные действия, они  начинают подражать друг другу,  затевая шумные совместные игры: догонялки, прятки. Все эти действия  встречаются редко и отличаются  краткостью. Особенность их в  неустойчивом внимании к сверстнику - ребенок потеряет его из виду  на секунду и словно забывает  о нем, отвлекаясь на другой  предмет, или очень быстро устает  от сверстника.

 В совместной деятельности  со взрослыми отношения чаще всего строятся по типу полной зависимости или по типу следования заданному образцу. Здесь присутствует, естественно односторонняя ориентировка во взаимоотношениях.

 Кризис 1 года связан  с актуализацией предметно - практической  стороны деятельности, в процессе  которой ребенок осваивает социальный  опыт, вырабатывает способы обращения  с предметами, оценивает свои  действия, утверждает позицию <Я>  среди других.

 В период раннего  детства (2- 4 года) — «предметно-орудийная  деятельность, в ходе которой  происходит овладение общественно  выработанными способами действий  с предметами»

 Раннее детство ребенка  проходит среди людей (взрослых  и сверстников, старших и младших  детей), которые применяют по отношению  к их жизненной активности  санкции в виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее.

 Психологическое пространство  ребенка начинает приобретать  семантическую глубину, появляются  и проявляются первые обобщения  переживаний, вызванных встречами  со скрытыми от непосредственного  наблюдения свойствами предметов,  в том числе и своих собственных.

 

 Решение ребенком важнейшей  задачи развития - овладение самоконтролем  - осуществляется на фоне действия  наказания со стороны взрослых. Естественно, что не только  его, но и других - прощения  и поощрения тоже.

 Кризис трех лет  - упрямство и негативизм малыша - испытание силы -Я каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое Я, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом.

 В дошкольном возрасте - середина детства ( 5-7 лет) — «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми... На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

 Возможность экспериментировать с собственным Я и не-Я, создающаяся в середине детства, переживание дифференцированных отношений (свои - чужие) с людьми создает условия для осознания границ собственного психологического пространства. Это осознание происходит очень сложно и связано с воздействием на его разные свойства - собственно психологические и телесные.

 В это время дети  подвергают свое тело разным  воздействиям, проверяя известные им сведения о его свойствах или устраивают эксперименты.

 Нарастающая дифференциация  чувств требует некой упорядоченности, наверное, естественной шкалой для этого становится само тело ребенка. Именно в это время им решается задача установления своей половой идентификации. Половая принадлежность становится тем основанием, которое позволяет удержать разлетающиеся, когда-то целостные чувства, сделать их предметно отнесенными.

 Успех ребенка в  разных видах деятельности самым  тесным образом связан с признанием  его сверстниками, - это проявление  обусловленного отношения человека  к человеку (проще говоря, любят  или хорошо относятся только  за что-то, а не просто так  - бескорыстно).

 В литературе середина  детства связывается с кризисом  шести лет как периодом потери  ребенком непосредственности и  спонтанности в активности, а  приобретения произвольности и  опосредованности, то есть поведение  становится многоплановым -разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое.

 Ребенок уже не просто  реагирует, усваивает, он уже  и многое делает «понарошку», «специально», применяя для воздействия на себе и на других известные ему закономерности человеческих отношений и свойства предметов.

 Опасность этого периода  состоит в том, что ребенок  еще не знает меры своим  силам как физическим, так и  умственным, поэтому его воздействие  (как на себя, так и на других) может быть чрезмерным, взрослым  надо обязательно пресекать агрессивное  манипулирование и насилие. 

 Период конца детства  ( 8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека 4

 В отечественной возрастной  психологии исследуемый возраст  приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста.

 В младшем школьном  возрасте ведущей деятельностью  является обучение, в ходе которого  «...происходит интенсивное формирование  интеллектуальных и познавательных  сил ребенка».Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.

Информация о работе Возрастная периодизация Эльконина