Возраст психического развития как условие ответственности, его критерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

«Вина - это предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершённому деянию. Психологическое содержание вины занимает центральное место среди категорий, ее характеризующих... оно обусловлено совокупностью сознания и воли, их соотношением». Данная цитата, утверждает примат субъективного фактора в концепции вины, для того, чтобы подчеркнуть: несменяемость перестала исчерпывать юридические представления о роли психического фактора в существовании деликта. Мы вступили в новую область правового пространства, где незамысловатые установки вроде «больного нужно сначала вылечить, а лишь потом наказывать», которые буквально до последнего времени можно было встретить на страницах юридической литературы, звучат откровенным анахронизмом. В настоящем определении интересна не столько его теоретическая точность, сколько содержание понятия, которое наилучшим образом соответствует тематике работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Возраст психического развития как условие ответственности
(основание для признания невиновным), его критерии……..............................4
2. Варианты задержки психического развития………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психиатрии.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Объективнее других выглядят биологические показатели возраста. До начала полового созревания они представлены главным образом физиологическими данными: вес, рост, объем грудной клетки. Кроме того, в критерии развития входят некоторые функциональные показатели, такие как ловкость, навыки пользования спортивными снарядами, инструментами и предметами вообще. Предполагается, что человек определенного возраста должен иметь развитое тело и уметь им владеть. В возрастной физиологии существуют нормативные комбинации показателей, выведенные на основе научных исследований. Менее заметны иные признаки, вроде смены зубов, их формулы, окостенения хрящей, возрастной перестройки органов и тканей.

     С началом полового созревания на первый план выходят вторичные половые признаки: оволосение, изменение пропорций тела, начало деятельности семенных желез. Их появление совпадает по времени с началом подростковых личностных реакций, так что гипогинетализм даёт основания предположить и соответствующую слабость побуждений и стремлений, свойственных переходному возрасту.

     Интеллектуальный рост, связанный с повышением эрудиции, совершенствованием рассудка и разумной регуляцией поведения, также имеет более или менее ясно очерченные стадии. Они заданы условиями обучения, отражены в школьных программах, входят в нормативы экзаменационных испытаний и психологических исследований. Их содержание известно весьма широко.

     Овладевая грамотой, ученик постепенно, шаг за шагом, переходит от впечатлений, получаемых им при соприкосновении с внешней средой, к образам, созданным культурой. Под влиянием учителей он овладевает навыком ассоциировать их в соответствии с законами, открытыми наукой. По мере повышения образования способность применить полученные знания на практике делает человека воистину разумным, оправдывая то название, которое он дал сам себе в классификации видов. «Скажи, что это такое, для чего используется, как работает, по каким законам действует», – так (или примерно так) зондируем мы обычно умственное развитие человека.

     В психологии каждому возрасту определены достаточно четкие границы умственного  развития, свидетельствующие о способности  человека к отвлечению и преобразованию. Особенно тщательно разработаны показатели для первых десяти лет жизни, однако и в дальнейшем можно составить достаточно ясное представление об уровне умственного развития индивида. Так, в отроческом возрасте ребенок должен улавливать скрытый смысл иносказаний, соотносить свои поступки с общими правилами, уметь объяснить свои манипуляции с предметами при помощи простых законов математики и физики, а явлениям, которые он наблюдает в природе, дать соответствующее толкование. Логика построения мысли опирается на способность пользоваться широким диапазоном ассоциаций.

     В этом возрасте общие закономерности отрыва абстракта от образа уже освоены и у человека появляется возможность отдавать предпочтение тем интересам, которые стоят ближе к его индивидуальным способностям. Дети выбирают сферы применения интеллекта (познавательную, предметную, эстетическую, социальную), как им нравится. Сквозь общие требования учебных программ проступает индивидуальная одаренность. Ученики начинают развиваться однобоко в соответствии со своими склонностями. Они вступают в зону риска оказаться в числе плохо успевающих и неприветствуемых просто в силу концентрации внимания на предметах, не охваченных школьной программой. Из них могут формироваться так называемые умные двоечники и их антиподы – глупые отличники.

     Полагаться  на школьные характеристики в процессе отправления правосудия становится все более рискованно, и суду приходится делать акцент не столько на получаемых оценках, сколько на способности несовершеннолетнего применять с пользой и адекватно обстоятельствам даже скудные знания, а не просто хранить их обширный запас.

     В подростковом возрасте, когда потребность  самоутверждения личности и её социальной атрибуции ставит перед мышлением  новые задачи, на первый план выдвигается способность соотносить свои взгляды и побуждения не только с конкретными нормами и правилами, но и лежащими в основе этих норм принципами и понятиями. Иначе говоря, понимать, например, не саму наказуемость поступка (это было известно несовершеннолетнему много раньше), но и роль правоприменения, функции правоохранительных органов, неприкосновенность личности другого человека, противоправность ущемления его интересов и т. п. Другими словами, целерациональные ориентиры мышления должны замениться ценностно-рациональными.

     В повседневной житейской практике независимость  и зрелость подросткового мышления определяется по его способности  учитывать интересы окружающих и реально взвешивать собственные возможности и силы. По мере удаления от детства такие качества, получившие название критики самого себя, крепнут и становятся надежнее; к совершеннолетию на них можно положиться полностью. Вернее сказать, должно полагаться полностью, так как редко кому удается освободиться от самообольщения и эгоизма не только к восемнадцати годам, но и много позже.

     Современная психология располагает способами  диагностики уровня развития мышления соответственно возрастным стандартам европейской цивилизации. Типичным примером такого рода исследований является широко и повсеместно распространенный тест Векслера. Он содержит восемнадцать видов заданий, по каждому из которых, решая разное число конкретных задач, человек использует определенный тип мыслительных операций. Суммируя полученные данные, можно сделать вывод о том, с каким возрастом соотносится умственное совершенство исследуемого.

     Казалось  бы, дальнейшее использование полученных данных в интересах, например, правосудия или профессиональной ориентации, не должно вызывать никаких проблем. Однако сомнительная привлекательность простых решений редко оправдывает себя на деле. Так и в использовании тестов для определения интеллектуального развития прямой путь оказался ошибочным. Человечество быстро отказалось от соблазна сортировать людей по данным, полученным с помощью тестов, ибо в современных условиях глупого взрослого человека равнять с младенцем (как в XIX веке) все-таки нельзя. 

     Вторая  половина XX века привнесла в возрастную психологию еще один квалифицирующий  признак, обозначенный как фактор мотивообразующих социальных потребностей. Его появление в науке об онтогенезе личности связано с именем А. Маслоу, который выделил так называемые потребности развития. Из представления о них за несколько десятков лет сформировалось учение об этапах социализации личности, на каждом из которых доминирует та или иная мотивообразующая потребность.

     Младенчество  окрашено эмпатийными чувствами. Эмпатия  – это потребность в защите в незнакомых обстоятельствах, связанная  с ощущением присутствия защитника.

     В дошкольном периоде преобладают аффилиативные стремления. Аффилиация – желание избежать эмоциональной изоляции в конкретном окружении. 

     Переживания младшего школьника окрашены страхом  когнитивного диссонанса, который представляет собой боязнь необходимости подтверждать индивидуальную социальную позицию.

     И наконец, подростковый возраст наполнен психологическими реакциями, связанными с потребностью атрибуции личности, то есть потребностью в социальном опыте для усвоения личностных смыслов поведения.

     Гармоничное воспитание требует удовлетворения естественных побуждающих сил, их разумного направления на досягаемые цели, в движении к которым ребенок приобщается к культуре, развивает интеллект и накапливает жизненный опыт.

     Воспитатель младенца, опираясь на его эмпатийное стремление к психологической защите со стороны взрослого, обеспечивает эмоциональное подкрепление – игровую практику, обучая обращению с игрушками, предметами быта и общению с окружающими. Аффилиативный мотив, удовлетворение которого требует участия в коллективной жизни, позволяет успешно овладевать навыками самообслуживания, элементарного труда, а также усвоить нравственные начала межличностного взаимодействия – умение учитывать интересы окружающих. Потребность осознать свою роль в обществе, открываемая когнитивными возможностями психики, обусловливает потрясающее прилежание младшеклассников, занимающихся скучнейшим, по сути, делом на своих уроках. Стремление самоутвердиться в коллективе будит у отроков героические мечтания и самоотверженность в работе над собой, которые, будучи правильно ориентированы, способны решать серьезнейшие задачи самовоспитания. И, наконец, подростковый взгляд на собственное Я как на объективную реальность открывает воистину безграничные перспективы личностного роста.

     Если  учебно-воспитательная тактика соответствует естественным темпам взросления, дети учатся с интересом и приобщение к культуре происходит как бы само собой. Каждый возрастной период заканчивается в отведенные природой сроки, а появление новых, еще незнакомых мотивообразующих потребностей не вызывает у несовершеннолетнего ни страха, ни растерянности.

     Однако  если темпы индивидуального развития ребенка не совпадают с общепринятыми в силу склада личности или дефектов воспитания, он попадает в очень своеобразную ситуацию. Он не успевает, образно говоря, «изжить» потребности предыдущего возраста, овладеть навыками их удовлетворения и бывает вынужден жить и учиться среди сверстников, которые начали воспринимать мир уже иначе, чем он. Это делает ребенка чужим в своей среде, вызывает постоянное психическое напряжение и желание уклониться от обязанностей, смысл которых ещё не дошёл до его сознания. Чувствуя себя посторонним и брошенным, несовершеннолетний нередко старается спрятаться от натиска педагогов и воспитателей в мире своих фантазий или в кругу таких же аутсайдеров адаптации.

     Ко  времени, когда биологический возраст  достигает отметки, с которой  начинается ответственность, подросток  может еще не выйти из плена  детских мотивообразующих потребностей не от того, что не способен осознать предъявляемые к нему требования, а потому, что не хочет этого делать. Он остается инфантильным по содержанию своих чувств и стремлений.

     Таким образом, при оценке уровня психического развития нужно сопоставлять по меньшей мере три группы признаков:

     а) физическое созревание, свидетельствующее о гармоничности внутренней жизни и соблюдении биологических ритмов взросления;

     б) интеллектуальное развитие, позволяющее судить о наличии знаний, необходимых для того, чтобы отдавать себе отчет в своих действиях (сознании);

     в) мотивационное взросление, указывающее  на способность соотносить свои побуждения с истинным смыслом социальных отношений (свободу воли).о делает экспертизу психической зрелости специфичной и своеобразной частью процедуры отправления правосудия. При решении вопроса о соответствии психического развития паспортному возрасту чаще всего приходится опираться на житейский опыт несовершеннолетнего и оценивать его реальную самостоятельность, признанную окружающими (родителями, педагогами, сверстниками, партнерами по совместной деятельности и др.). Достаточно вспомнить образы уличных мальчишек (Гавроша В. Гюго или Гекльберри Финна М. Твена), пронизанные доверием к их способности правильно выбрать линию поведения, чтобы убедиться, что «по жизни» взрослость дается порою много раньше совершеннолетия, однако «по закону» такое доверие чревато весьма серьезными ошибками. Ранний жизненный опыт, приобретенный в период личностного развития, отличается крайней неравномерностью по фронту созревания. Полученный в довольно специфических условиях, он совмещает в себе проницательность и зрелость суждений с вопиющей безграмотностью и крайней наивностью, так что соединить эти полюса в обобщающем выводе бывает далеко не просто. Поневоле приходится расчленять единую картину на составляющие ее элементы, где отдельные компоненты взросления можно разглядеть, измерить и оценить в качестве более или менее достоверных фактов.

     Объективнее других выглядят биологические показатели возраста. До начала полового созревания они представлены главным образом физиологическими данными: вес, рост, объем грудной клетки. Кроме того, в критерии развития входят некоторые функциональные показатели, такие как ловкость, навыки пользования спортивными снарядами, инструментами и предметами вообще. Предполагается, что человек определенного возраста должен иметь развитое тело и уметь им владеть. В возрастной физиологии существуют нормативные комбинации показателей, выведенные на основе научных исследований. Менее заметны иные признаки, вроде смены зубов, их формулы, окостенения хрящей, возрастной перестройки органов и тканей.

     С началом полового созревания на первый план выходят вторичные половые признаки: оволосение, изменение пропорций тела, начало деятельности семенных желез. Их появление совпадает по времени с началом подростковых личностных реакций, так что гипогинетализм даёт основания предположить и соответствующую слабость побуждений и стремлений, свойственных переходному возрасту.

     Интеллектуальный рост, связанный с повышением эрудиции, совершенствованием рассудка и разумной регуляцией поведения, также имеет более или менее ясно очерченные стадии. Они заданы условиями обучения, отражены в школьных программах, входят в нормативы экзаменационных испытаний и психологических исследований. Их содержание известно весьма широко.

     Овладевая грамотой, ученик постепенно, шаг за шагом, переходит от впечатлений, получаемых им при соприкосновении с внешней средой, к образам, созданным культурой. Под влиянием учителей он овладевает навыком ассоциировать их в соответствии с законами, открытыми наукой. По мере повышения образования способность применить полученные знания на практике делает человека воистину разумным, оправдывая то название, которое он дал сам себе в классификации видов. «Скажи, что это такое, для чего используется, как работает, по каким законам действует», – так (или примерно так) зондируем мы обычно умственное развитие человека.

     В психологии каждому возрасту определены достаточно четкие границы умственного  развития, свидетельствующие о способности человека к отвлечению и преобразованию. Особенно тщательно разработаны показатели для первых десяти лет жизни, однако и в дальнейшем можно составить достаточно ясное представление об уровне умственного развития индивида. Так, в отроческом возрасте ребенок должен улавливать скрытый смысл иносказаний, соотносить свои поступки с общими правилами, уметь объяснить свои манипуляции с предметами при помощи простых законов математики и физики, а явлениям, которые он наблюдает в природе, дать соответствующее толкование. Логика построения мысли опирается на способность пользоваться широким диапазоном ассоциаций.

Информация о работе Возраст психического развития как условие ответственности, его критерии