Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведение в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------- 2
Виды воображения ------------------------------------------------------------ 3
Воображение в художественном и научном творчестве --------- 8
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 13
Список литературы ------------------------------------------------------------ 14

Файлы: 1 файл

Виды воображения.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

      В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной  психологии – это психология научного творчества. Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены  выяснению роли воображения в  процессах научного и технического творчества. Один из путей, которым  идет эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т.п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда еще оставалось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того как область знания развивается, в ней многое становится устоявшимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остается долговечным. Благодаря накоплению научных знаний и совершенствованию методик исследования даже сама устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает потребность в фантазии, и притом в возможно более смелой. Она и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия все время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое. [1,359]

      Но  что же позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности? Этот вопрос волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

      Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого  результата).

4. Проверка.

      Другой  ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

      Правильное  решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так  как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

      По  мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

      Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения. [2,296] 
 
 
 
 
 
 

          1. Заключение.

      Подводя итог данной работы, следует отметить, что воображение играет огромную роль в жизни человека и является основной двигательной силой творческого  процесса. Это происходит потому, что  вся жизнедеятельность в той  или иной степени связана с  творчеством, начиная от приготовления  пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства. Без творческого  подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.

      Воображение играет также огромное значение для  развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение может воскрешать то, что мы когда-либо переживали или видели ранее. Но так же может и создавать новые представления обычных жизненных явлений. Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, что бы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». [5] 
 
 
 
 
 

                        Список литературы.

1. Общая психология / под ред. Петровского А. В., - М., 1986

2. Маклаков А. Г. Общая психология, - СПб., 2001

3. www.pro-psixology.ru/glava5/51-bixeviorizm-osnovnye-idei.html

4. Немов Р. С. Психология, т. 1. М., 2001

5. www.alltheater.info/stanislavsky-on-the-imagination/


Информация о работе Воображение