Воображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведение в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------- 2
Виды воображения ------------------------------------------------------------ 3
Воображение в художественном и научном творчестве --------- 8
Заключение ---------------------------------------------------------------------- 13
Список литературы ------------------------------------------------------------ 14

Файлы: 1 файл

Виды воображения.docx

— 35.91 Кб (Скачать)
 

                        Содержание. 

  1. Введение -------------------------------------------------------------------------  2
  2. Виды воображения ------------------------------------------------------------ 3
  3. Воображение в художественном и научном творчестве ---------  8
  4. Заключение ---------------------------------------------------------------------- 13
  5. Список литературы ------------------------------------------------------------ 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          1. Введение.

      Почему  важно изучать воображение? Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо  обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив  себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении  ожидаемого результата с помощью  фантазии – коренное отличие человеческого  труда от инстинктивного поведения  животных. Любой трудовой процесс  с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как  необходимое сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того что бы кустарным способом сделать  простой стол, воображение не менее  необходимо, чем для написания  оперной арии или повести: надо заранее  представить, какой  формы, высоты, длины  и ширины будет стол; как будут  скреплены ножки, насколько он будет  отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется  видеть этот стол уже как бы готовым.

      Воображение – это необходимый элемент  творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведение в тех  случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может  выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. [1, 342] 
 
 

          1. Виды воображения.

      Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения  может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение  в некоторых обстоятельствах  может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек  временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, что бы скрыться там от кажущихся  ему неразрешимых задач, от необходимости  действовать, от тяжелых условий  жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

      Человек может вызывать пассивное воображение  преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные  с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о  чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь  продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения  у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует  о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзию, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни. [1,344]

      Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

      Произвольное  воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид  воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. [2,286]

      Среди различных видов и форм произвольного (активного) воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение, антиципирующее воображение и мечту.

      Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.[1,345]  Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха. [2,286]

      Многие  школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в  книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В  результате они не дают пищу воссоздающему  воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и  красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные  места помогает правильно увидеть  их в действительности. [1,345]

      Чаще  всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.[2,286]

        Следующий вид произвольного  воображения — творческое воображение. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. [1,345]

      Творческое  воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения. [2,286]

      Антиципирующее  воображение лежит в основе очень  важной способности человека: предвосхищать  будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически предвидеть тесно связано со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения  определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывании логики развития событий. Благодаря  этой способности человек может  «мысленным взором» увидеть, что  произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевой (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.[3]

      Особой  формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается  в самостоятельном создании новых  образов. При этом мечта имеет  ряд существенных отличий от творческого  воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта  — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует  различать несколько подтипов данного  вида воображения. Чаще всего человек  строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.[2,287]

      Ценность  человеческой личности во многом зависит  от того, какие виды воображения  преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует  о высоком уровне развития личности. 

    1. Воображение в художественном и научном творчестве.

      Фантазия, как разновидность творческого  воображения, выступает необходимым  элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая  особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника  или писателя, - его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный  поворот сюжета, возникающий в  голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода «обогащающееся устройство», которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник, и музыкант заставляют читателей, зрителей, слушателей, в свою очередь, переживать, страдать и радоваться. Бурные чувства гениального Бетховена, музыкально - образно выраженные в его симфониях и сонатах, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.[1,357]

      Но  так же стоит отметить, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что  если любой продукт фантазии разложить  на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

      Существуют  индивидуальные, типологические особенности  воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает  в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов  говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к  оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым  полушарием мозга). [4,267]

Информация о работе Воображение