Воображение и его диагностика у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: подобрать и апробировать методики, направленные на оценку воображения детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность процесса воображения , его виды и функции.
Рассмотреть динамику развития воображения.
Изучить особенности диагностики воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать методики диагностики воображения детей 4-5 лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВООБРАЖЕНИЕ
1.2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.4 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.........
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

М 11033004(нк) кур.р. психология.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

Для исследования были подобраны методики, которые наиболее полно раскрывают особенности воображения детей 4-5 лет:  «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.), « Придумай рассказ» (Немов Р.С.), «Художник» (Дьяченко О.М).

 

 

 

 

                        

Методика №1 «Нарисуй что-нибудь»     

                                                                                                Таблица №2

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

Количество рисунков

Уровень развития воображения

1

Диана В.

4 лет 6 мес.

       1

  низкий

2

Валерия А.

4 лет 4 мес.

       4

  высокий

3

Анна Д.

4 лет 7 мес.

       1

  низкий

4

Алена Б.

5лет 

       1

  средний

5

Надежда И.

4 лет 3мес.

       1

  средний

6

Иван Т.

4 лет 6 мес.

       2

  высокий

7

Данил С.

5 лет

       1

  средний

8

Кирилл М.

4 лет 

       2

  средний 

9

Евгений Ю.

5 лет

       1

  низкий

10

Алексей Н.

4 лет 5 мес.

       1

  средний




 

В результате проведенной диагностики  с десятью детьми средней группы были получены следующие результаты:

  низкий уровень развития воображения был выявлен у 30 % детей;

  средний уровень развития воображения составили 50 % детей от общего   количества;

с высоким уровнем –20% (Валерия А., Иван Т), так как дети придумали и нарисовали что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

Следовательно, в данной группе преобладают  дети со средним уровнем развития воображения 50 %.

Таким образом, проведенная диагностика  позволила не только выявить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой. Мы считаем, что эта методика актуальна для данного возраста, так как у всех детей заметно ступенчатое планирование. Недостатком  этой  методики является то, что она требуют значительных временных затрат.

 

Методика №2 «Придумай  рассказ»

                                                                                                Таблица №3

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

Кол-во образов

Уровень развития воображения

1

Диана В.

4 лет 6 мес.

Более 2

средний

2

Валерия А.

4 лет 4 мес.

Более 2

средний

3

Анна Д.

4 лет 7 мес.

Более 2

средний

4

Алена Б.

5лет 

Более 2

средний

5

Надежда И.

4 лет 3мес.

Более 2

средний

6

Иван Т.

4 лет 6 мес.

Более 4

высокий

7

Данил С.

5 лет

Более 1

средний

8

Кирилл М.

4 лет 

Более 2

средний

9

Евгений Ю.

5 лет

Более 2

средний

10

Алексей Н.

4 лет 5 мес.

Более 2

средний




 

 

В результате проведенной диагностики  с десятью детьми средней группы были получены следующие результаты:

  низкий уровень развития  воображения был выявлен у 0 % детей;

средний уровень развития воображения  составили 90 % детей от общего   количества;

с высоким уровнем –10%.

Вывод: дети со средним уровнем развития воображения в основном у которых на придумывания рассказа ушло от 30 до 1мин. Необычность, оригинальность сюжета заключалась в том, что ребенок привнес в виденное или услышанное им что-либо новое от себя. Недостатком  этой  методики является то, что она требуют значительных временных затрат. Материальных затрат не произошло. Мы считаем, что эта методика актуальна для детей среднего дошкольного возраста, так как словесное творчество открывает более богатые возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воображение - это психический процесс  создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение тесно связано с  мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение  связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами

Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия. 
В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения/ Вопросы психологии, 1988, №6.
  2. Богословский В.В. Основы общей психологии. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: ”Академия” 1981.- 423 с.
  3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
  4. Возрастные изменения воображения, памяти и внимания подростка. – [Интернет-ресурс]. – URL: http://www.psycho-diagnoz.kiev.ua/analit/podrostok/vozrast/kognitivnaya/vozrast_izmenenie/.
  5. О.М.Дьяченко. Дошкольное воспитание. – 1953. №4. 33-39. с
  6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
  7. Гоноболин Ф. Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
  8. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.,  Психология  детей  дошкольного  возраста: развитие познавательных процессов. – М., 1964.
  9. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
  10. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1989.—352 с.
  11. Крючкова С.Л. Использование проективных методик для изучения аффективных реакций  дошкольников. – [Интернет-ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/589073/.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  13. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 606 с.
  14. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 640 с.
  15. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. - М.: Генезис, 2008. - 80с.
  16. Палагина Н. Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста // Вопросы психологии. - 1994. - №5. - 12-20.
  17. Психология / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: ACADEMA, 2003. – 460 с.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720с.
  19. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология: Учебник для вузов. – М.: «Дашков и Ко», 2004. – 576 с.
  20. Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с.
  21. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т., т.5, 6. - М.: Педагогика, 1990.

22. Дьяченко О.М. Об основных  направлениях развития воображения/ Вопросы психологии, 1988, №6

23. Аверин В.А. Психология детей  и подростков: Учеб.пособие.-2-е изд.,1998.-378.с

24. Андрющенко Д.В.,   Логинова Г.П. Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 20 с

25. Данилова Е.Е. Практикум по  возрастной и педагогической психологии./ Москва 1999.

 


Информация о работе Воображение и его диагностика у детей