Воображение и его диагностика у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: подобрать и апробировать методики, направленные на оценку воображения детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность процесса воображения , его виды и функции.
Рассмотреть динамику развития воображения.
Изучить особенности диагностики воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать методики диагностики воображения детей 4-5 лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВООБРАЖЕНИЕ
1.2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.4 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.........
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

М 11033004(нк) кур.р. психология.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 Первый этап- 2,5-3 года, период предметной деятельности. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш узнает изображение на картинке, но его опыт еще не так богат, воспринять изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового, поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Усваивая действия с предметами, ребенок овладевает предметными замещениями. На основе своего опыта ребенок может дорисовывать неопределенные изображения (квадрат в дом, будку и т.д.). Образ воображения появляется в процессе деятельности рисования. Заранее сказать, что будет рисовать ребенок не может.  В этом возрасте воображение разделяются на аффективное и познавательное. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда им разыгрывается знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий(кормление детей, прогулка с ними и другие).  Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний, связанных в основном со страхами детей. У младших дошкольников, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребенка. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания еще низок, то и возникающие образы воображения часто далеки от идеала.

 Второй этап – 4-5 лет период ролевой игры. В 4 года ребенок не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы- атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших– выполнение взятой на себя роли. Для ребенка важна иллюстрация, которая наглядно изображает те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера. Дети начинают мечтать о будущем, но эти мечты неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Афферентное воображение в этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов. Устойчивые внутренние конфликты проявляется в построении замещающих ситуаций. Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

Таким образом, данный возраст характеризуется  переходом воображения из непроизвольного  в произвольный. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Но поскольку ребенок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребенок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг. С четырех-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. [23]

Третий этап – 6-7 лет развитие произвольности. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисования и других видах продуктивной, творческой деятельности. В этом возрасте творчество носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не только передают переработанные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Важным моментом развития является то, что впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения.

О целенаправленности воображения  можно говорить по увеличению продолжительности  игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей, в этом возрасте дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. Игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения  замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

Рассмотрев данные этапы по О.М.Дьяченко можно сделать вывод, что воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. Быстрыми темпами непроизвольное воображение (пассивное) становится произвольным(активным), постепенно  превращается  из  непосредственного  в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со  стороны  ребенка являются сенсорные эталоны.

1.3 Особенности воображения  среднего дошкольного возраста

 

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в  своем развитии подчинено тем  же самым законам, каким следуют  другие психические процессы.

В возрасте 4-5 лет ребенок активно  усваивает социальные образцы, ролевые  игры, рисование, конструирование. Воображение и в этом возрасте опирается на предметы, но например, при дорисовывании фигур эти предметы дополняются разнообразными деталями, а в игровой ситуации в качестве предметов-заместителей могут выступать и такие, которые вовсе не похожи на реальные предметы. В процесс воображения включается специфическое планирование. Это появилось в частности в экспериментах на дорисовании.

 Аффективная функция воображения начинает проявляться в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей в возрасте от 4 до 6 лет. При этом эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка происходит разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены на практике.

Если в раннем возрасте предложение  сначала рассказать о своих планах, а затем уже рисовать, разрушало деятельность ребенка, то с 4-5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. План-это цепочка   образов, отражающая основное содержание деятельности.  Так же у детей возрастает творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.  

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представление, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемещается в реальность.

Дошкольник «открывается» в  воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольников в основном остается непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. 

У детей до 5 лет создание новых  образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В необыкновенной впечатлительности детского мозга-  это неумение отличать действительность от созданий воображения, так как уменье это дается только опытом. Дети очень часто считают свои сновидения за действительность, требуют игрушки, которые они видели во сне.

На основании выше написанного нами, можно выделить несколько особенностей воображения детей этого возраста: непроизвольности, ступенчатого планирования, словесных форм воображения.

 

 

1.4 Методы диагностики воображения  детей среднего дошкольного возраста.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простого диагностирования, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении  в процедуру диагностики - помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой. Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить  диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий [15, с. 13].

Воображение   ребенка  оценивается  по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может  проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.  Для этого мы выделили следующие методики:

Методика: " Солнце в комнате"( В. Синельников, В. Кудрявцев)

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Возраст: дети 4-5 лет

Методика: «Неполные фигуры» Е.П. Торренс [25].

Цель: выявить уровень развития творческого воображения.

Возраст: предлагается для детей 5-7 лет.

Методика: «На что это похоже?»

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления

Возраст: дети 4-5 лет.

Методика  «Придумай рассказ» (Немов Р.С.)

 Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей.

Возраст: дети 4-5 лет.

Методика: «Где чье место?»

Цель: проявить воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Возраст: дети 4-5 лет

Методика: «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.)

Цель: выявить уровень воображения, проявить творческое воображение.

Возраст: дети 4-5 лет.

Методика: «Художник» (Дьяченко О.М)

Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей .

Возраст: дети 4-5 лет.

На основании данных методик  можно сделать вывод, что для нашего эксперимента, будут актуальны методики: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Художник», так как они подходят для среднего дошкольного возраста, и они наиболее подходят для выявления особенностей воображения.

Заканчивая главу, можно отметить, что воображение-способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте. В психологии выделяют следующие виды воображения:  непроизвольное  или пассивное: сновидения, грезы,  галлюцинации  (слуховые   и   зрительные);

Произвольное или активное воображение: воссоздающее  или репродуктивное  и творческое.  В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия. В  первой  половине  дошкольного  детства у  ребенка   преобладает репродуктивное воображение,   механически   воспроизводящее    полученные  впечатления в виде образов.

      Воображение из непроизвольного (пассивного) становится  произвольным (активным), причем основным орудием овладения им со стороны ребенка  являются  сенсорные эталоны. Существуют два вида и соответственно два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З.Фрейда, а другой компонент в развитии воображения- исследования Ж.Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.   

  В старшем  дошкольном  возрасте,  когда  появляется  произвольность  в запоминании,  воображение из репродуктивного  механически  воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое  исследование методик

 Цель нашего исследования: подобрать и апробировать методики, направленные на оценку воображения детей среднего дошкольного возраста.

 Для реализации цели было  проведено исследование в «ДОУ №59/Рябинка» г.Белово

В исследовании принимали участие группа детей в количестве 10 человек, возраст 4-5 лет. Список детей участвующих в исследовании

                                                                                                Таблица №1

                                                                        Характеристика выборки

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

1

Диана В.

4 лет 6 мес.

2

Валерия А.

4 лет 4 мес.

3

Анна Д.

4 лет 7 мес.

4

Алена Б.

5лет 

5

Надежда И.

4 лет 3мес.

6

Иван Т.

4 лет 6 мес.

7

Данил С.

5 лет

8

Кирилл М.

4 лет 

9

Евгений Ю.

5 лет

10

Алексей Н.

4 лет 5 мес.

Информация о работе Воображение и его диагностика у детей