Внимание: виды, свойства, функции и теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1 ВНИМАНИЕ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Внимание и его функции……………………………………………………5
1.2 Теории и физиологические основы внимания…….……………………... 7
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
2.1 Непроизвольное внимание…………………………………………………16
2.2 Произвольное внимание…………………………………………………...20
2.3 Послепроизвольное внимание……………………………………………..22
3 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Моя курсовая(отред).docx

— 57.99 Кб (Скачать)

     В последние годы все большую роль начинают играть представления о  ведущей роли коры больших полушарий  в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших  полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания — детекторы  новизны и клетки установки — клетки ожидания). [11]

     Так, выявлено, что у здоровых людей  в условиях напряженного внимания (например, при решении различных интеллектуальных и двигательных заданий) возникают  изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных  с поражениями некоторых отделов  лобных долей мозга фактически невозможно с помощью речевой инструкции вызвать устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостью произвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечается патологическое усиление непроизвольных форм внимания. [12]

     Таким образом, внимание связано с деятельностью  ряда мозговых структур, но их роль в  регуляции различных форм и видов  внимания различна.

 В психологической  литературе обычно рассматривают  две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей:  периферические и центральные.

     К периферическим механизмам можно отнести  настройку органов чувств. Прислушиваясь  к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение  барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

     По  мнению Д. Е. Бродбента, внимание — это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

     Центральные механизмы внимания связаны с  возбуждением одних нервных центров  и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних  воздействий, что связано с силой  вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения  зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет  возникающее одновременно с ним  слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или  нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей  также является одной из основ  выделения внешних воздействий  и течения процессов в определенном направлении. [7]

     Говоря  о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень  важных явлениях: об иррадиации нервных  процессов и доминанте. Закон  индукции нервных процессов, установленный  Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени  объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

     Весьма  сложная структура физиологических  механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели  к появлению целого ряда психологических теорий внимания.

     Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

     1. Внимание как результат двигательного  приспособления.

     Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может  произвольно переносить внимание с  одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к  условиям наилучшего восприятия.

     2. Внимание как результат ограниченности  объема сознания.

     Не  объясняя, что понимается под объемом  сознания, И. Герберт и У. Гамильтон  считают, что более интенсивные  представления в состоянии вытеснить  или подавить менее интенсивные.

     3. Внимание как результат эмоции.

     Эта теория получила наибольшее признание  в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении  о зависимости внимания от эмоциональной  окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное  ощущение или идею и быть к ним  внимательным — это одно и то же».

     4. Внимание как результат апперцепции,  т. е. как результат жизненного  опыта индивида.

     5. Внимание как особая активная  способность духа.

     Сторонники  данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

     6. Внимание как усиление нервной  раздражительности. 

     Согласно  данной гипотезе, внимание обусловлено  увеличением местной раздражительности  центральной нервной системы.

     7. Теория нервного подавления.

     Она пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления  над другими — тем, что один физиологический нервный процесс  задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом  чего является факт особой концентрации сознания.

     Среди теорий внимания широкую известность  также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

     Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела — лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

     Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

     Не  менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция  состоит из следующих основных положений:

     1. Внимание является одним из  моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека.

     2. Главная функция внимания —  контроль над содержанием действия, психического образа и др. В  каждом действии человека есть  ориентировочная, исполнительная  и контрольная части. Эта последняя  и представлена вниманием.

     3. В отличие от действий, направленных  на производство определенного  продукта, деятельность контроля, или  внимание, не имеет отдельного  результата.

     4. Внимание как самостоятельный  акт выделяется лишь тогда,  когда действие становится не  только умственным, но и сокращенным.  При этом не всякий контроль  следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает  действие, в то время как внимание  способствует его улучшению.

     5. Если рассматривать внимание  как деятельность психического  контроля, то все конкретные акты  внимания — и произвольного  и непроизвольного — являются  результатом формирования новых  умственных действий.

     6. Произвольное внимание есть планомерно  осуществляемое внимание, т. е.  форма контроля, выполняемого по  заранее составленному плану,  или образцу.

     Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о  природе внимания. 

     2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ 

     Внимание  – это разнородное явление. В  самых разных жизненных ситуациях, при решении различных задач  востребованы разные виды внимания.

     В современной психологической науке  принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и  сосредоточенность психической  деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Поэтому  по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два  основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. 

     2.1 Непроизвольное внимание

     I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

     Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими  и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.

     Новизна может заключаться в появлении  ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств  действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в  отсутствии знакомых раздражителей, в  перемещении раздражителей в  пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные  раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством—новизной, привлекают внимание потому, что реакция  на них не ослаблена в результате привыкания.

     Внимание  привлекают сильные раздражители: громкие  звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная  интенсивность раздражителя, т. е. соотношение  раздражителя но силе с другими действующими в этот момент раздражителями.

     Однако  такое понимание причин возникновения  непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного  внимания мы имеем дело с целым  комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны  друг с другом, но условно их можно  разделить на следующие четыре категории.

Информация о работе Внимание: виды, свойства, функции и теории