Внимание: виды, свойства, функции и теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
1 ВНИМАНИЕ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Внимание и его функции……………………………………………………5
1.2 Теории и физиологические основы внимания…….……………………... 7
2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ
2.1 Непроизвольное внимание…………………………………………………16
2.2 Произвольное внимание…………………………………………………...20
2.3 Послепроизвольное внимание……………………………………………..22
3 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Моя курсовая(отред).docx

— 57.99 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО  – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет   Психологии  образования 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ    РАБОТА 

ВНИМАНИЕ: ВИДЫ, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ 

        

                                                          Студентки  группы ПОЗ – II курса,

                                                                Группы № 1

                                                         Дуженковой Юлии Владимировны

                                                   Научный руководитель:

                                                  Доц. Барабанова   Вера  Викторовна 
 
 
 
 

Москва

2011г

          СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3

1  ВНИМАНИЕ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

    1. Внимание и его функции……………………………………………………5
    2. Теории и  физиологические основы внимания…….……………………... 7

2  ОСНОВНЫЕ  ВИДЫ ВНИМАНИЯ

2.1  Непроизвольное внимание…………………………………………………16

2.2  Произвольное  внимание…………………………………………………...20

2.3  Послепроизвольное  внимание……………………………………………..22

3 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА  ВНИМАНИЯ……………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....30

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………   31 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           

   ВВЕДЕНИЕ

     Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно – необходимое условие  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические  процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие  успешной деятельности. Оно может  многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно  считается одной из самых важнейших  и сложных проблем научной  психологии.

     В исследовании проблем внимания принимали  участие различные психологи, это  такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.

     Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного  контроля над их протеканием. Избирательный  процесс нашего сознания, а в частности  определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности

     Поэтому я считаю, что данная тема актуальна  для психологии, так как необходим  полный анализ условий, при которых  внимание будет задействовано в  свою полную силу.

Цель курсовой работы - проанализировать внимание.

 Для достижении цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение  вниманию 

-изучить виды  и свойства внимания 

-проанализировать  функции и теории внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.ВНИМАНИЕ  И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  НАУКЕ

     1.1 Внимание и его функции 

     Внимание  — важное и необходимое условие  эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и  учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. [10]

     Что же такое внимание? Для того чтобы  ответить на этот вопрос, представьте  себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком  углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит  от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что  он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. [3]

     В отличие от познавательных процессов  внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона  всех познавательных процессов.

     Говорить  о внимании, его наличии или  отсутствии можно только применительно  к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его  деятельности, и оба направления таким образом совпадают.

     В жизни и деятельности человека выполняет  много различных функций.[4] Рассмотрим основные из них.

     - Внимание фокусируется на определённых  впечатлениях или мыслях и  отвлекает от иных, ненужных в  данный момент, впечатлений и  мыслей. Иными словами, процесс  познания, в котором задействовано  внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию  отбора. Отбор имеет две стороны,  и обе они воплощены в работе  внимания. Положительная сторона  отбора – выбор чего – то  необходимого как для выживания,  так и для достижения поставленных  самим познающим субъектом целей.  Отрицательная сторона – отсекание,  отбрасывание ненужного, лишнего,  всего того, что может помешать  восприятию и осмыслению необходимого.

     - Внимание связано с «концентрацией  сознания», с сосредоточением  на предмете нашего познания, который мы можем удерживать  в «фокусе» сознания в течение  некоторого времени и изучать  со всех сторон. Здесь внимание  выполняет функцию удержания  тех впечатлений или мыслей, которые  в противном случае сменились  бы иными, более новыми и  сильными впечатлениями. Поддержание  внимания, как правило, сопровождается  субъективным переживанием усилия.

     Этим  двум функциям соответствует два  аспекта внимания, две его стороны, явленные в разнообразных феноменах  внимания: селективный аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан с функцией удерживания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия. 

     1.2 Теории и физиологические основы внимания 

     Внимание  представляет собой психологический  феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной  стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании  внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться  как самостоятельное явление, поскольку  оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность  внимания как психического процесса.

     С другой стороны, существуют разногласия  в том, к какому классу психических  явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это  познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей  и деятельностью человека, основываясь  на том, что любая деятельность, в  том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует  проявления определенных волевых усилий. [3]

     Действительно, в системе психологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается  динамика познавательных процессов  и особенности различных психических  состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

     Правильное  решение обсуждаемой проблемы состоит  в том, чтобы попытаться соединить  и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону  процессов и явлений, и нечто  самостоятельное, независимое от них. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

     1. Механизм доминанты как физиологический  коррелят внимания можно наблюдать  на всей поверхности коры головного  мозга, независимо от того, проекционные  зоны каких конкретных анализаторов  в них локализуются. .

     2. Ретикулярная формация, работа которой  связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных  импульсов, касающихся практически  всех познавательных процессов  (неспецифические пути афферентного  и эфферентного проведения сенсорной  информации).

     3. Нейроны внимания — клетки-детекторы  новизны — можно встретить  практически на всей поверхности  и в некоторых внутренних структурах  головного мозга.

     Вместе  с тем все три названных  анатомо-физиологических фактора  в центральной нервной системе  существуют автономно и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.

     Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями.

     Для понимания физиологических основ  внимания большое значение имеют  работы выдающихся русских физиологов И. П. Павлова и А. А. Ухтомского.

     И. П. Павлов установил, что открытый ранее  физиологами закон индукции нервных  процессов имеет отношение и  к вниманию человека. В силу этого  закона, считал Павлов, в коре полушарий  головного мозга вокруг очага  возбуждения образуются заторможенные  участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее  торможение в других участках коры» 

     Уже в выдвинутом И. П. Павловым представлении  об особых реакциях нервной системы  — ориентировочных рефлексах (рефлекс  “что такое?”, как его называл  И. П. Павлов) содержалось предположение  о рефлекторной природе непроизвольного  внимания. “Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим  звукам, усиленно втягиваем коснувшийся  нас запах...” — писал И. П. Павлов.

     Положение И. П. Павлова о движении очагов возбуждения  по коре головного мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями. Особое значение для понимания физиологических  механизмов внимания имеет положения  А.А. Ухтомского. Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге  всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий  работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым  поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты  происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную  систему, с одновременным подавлением  активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта  является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить  нервный механизм поддержания интенсивности  внимания.

     Следует отметить, что основой возникновения  господствующего очага возбуждения  является не только сила воздействующего  на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное  предшествующими воздействиями  и уже закрепленными нервными связями. Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает внимание.

Информация о работе Внимание: виды, свойства, функции и теории