Внимание. Виды и свойства внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 03:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятий о внимании, её виды, свойства, признаки.
Основными задачами работы являются:
сбор и анализ информации
анализ понятия внимания и её видов в рассмотрении разных авторов
исследование основных процессов внимания, его свойств.
изучение признаков и видов внимания

Файлы: 1 файл

REFERAT_.docx

— 72.77 Кб (Скачать)

какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть Динамическим

процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться- обнаруживать перед нами

все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно

поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает

его.

На вопрос о том, благодаря чему Ньютону удалось прийти к открытиям законов

тяготения, он ответил: "Благодаря тому, что я беспрестанно думал об этом вопросе". Ссылаясь на эти слова Ньютон определяет гений как неустанное внимание.

Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые

перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы

скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия

устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообразием предметного содержания.»19

«Устойчивое внимание -это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза

систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчлененного

содержания существенно содействуют высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, кроме того, от целого ряда условий. К

числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости,

понятности, отношения к нему со стороны субъекта -степени его интереса к данному

материалу- и. наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних

существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия

длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то

содержание, на которое оно направлено, представляет непосредственного интереса и сохранение его в цен-е внимания сопряжено с определенными трудностями. Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости.  Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания -весьма важное и часто очень нужное качество.»20

«Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и

многообразно обусловленной сознательной деятельности в отличие от рассеяния или

блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что Переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро

ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость

различных включающихся в нее элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни -с легкой переключаемостью - легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других "вхождение" в новую

работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная Переключаемость зависит от

целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием

предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них; чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженнее обратное

соотношение между ними.

Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.

Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых.

Различные свойства внимания -его концентрация, объем и распределяемость,

переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга:

внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом.

Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует

пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.»21

«Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как

показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из

разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и

узкое внимание -в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3)

быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5)

устойчивое и неустойчивое.

Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они - продукт исторического развития.

Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени

труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, пишет Маркс, и

притом необходима тем более чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения.

Проект этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему

содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса.

Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к

произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в

процессе исторического развития. Труд требует и воспитывает высшие формы

произвольного внимания.»22

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Собрана  и проанализирована информация. Проанализировано понятие внимания, его виды, признаки и свойства в рассмотрении разных авторов.  
 Исходя из вышеизложенного и проанализировав многие литературные источники, можно с уверенностью сказать, что внимание – первичный фактор знания. Если память помогает лучше узнать предмет, запомнив его, то зафиксировать его в сознании можно благодаря вниманию. Сосредоточившись на одном предмете, возможно сделать дело гораздо быстрее и лучше. Для этого необходимо постоянно упражняться в этом: функция тренирует орган.

.

   

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я.: Психология внимания Москва: АСТ, 2008. 
  3. Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999.
  4. Маклаков  А.Г. : Общая психология . СПб: Питер, 2001.
  5. Немов Р.С Психология – 4-е изд.. Общие основы психологии. Кн. 1, ВЛАДОС, 2003.

 

 

Екатеринбург 2015

 

 

 

1 Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я.: Психология внимания Москва: АСТ, 2008 с.18

2 Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я.: Психология внимания Москва: АСТ, 2008. с.18-19

3 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. с.459

4 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. с.460-461

5 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. С.461

6 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. с.159

7 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. с.160

8 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. с.462

9  Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я.: Психология внимания Москва: АСТ, 2008. с.20

10 Маклаков  А.Г. : Общая психология . СПб: Питер, 2001. с.356

11 Гиппенрейтер Ю.Б, Романова В.Я.: Психология внимания Москва: АСТ, 2008 с.21

12 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. С.158-159

13 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. С.160

14 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. С.463

15 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. С.464

16 Рубинштейн С.Л. : Основы общей психологии . СПб: Издательство "Питер", 2000. С.465

17 Немов Р.С Психология – 4-е изд.. Общие основы психологии. Кн. 1, ВЛАДОС, 2003. С.208

18 Немов Р.С Психология – 4-е изд.. Общие основы психологии. Кн. 1, ВЛАДОС, 2003. с.209

19 Немов Р.С Психология – 4-е изд.. Общие основы психологии. Кн. 1, ВЛАДОС, 2003. С.210-211

20 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. С.160

21 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. С.160

22 Столяренко  Л. Д.  : Основы психологии . Ростов-на-Дону : издательство «Феникс», 1999. С.161


Информация о работе Внимание. Виды и свойства внимания