Внимание. Виды и свойства внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 03:50, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятий о внимании, её виды, свойства, признаки.
Основными задачами работы являются:
сбор и анализ информации
анализ понятия внимания и её видов в рассмотрении разных авторов
исследование основных процессов внимания, его свойств.
изучение признаков и видов внимания

Файлы: 1 файл

REFERAT_.docx

— 72.77 Кб (Скачать)

Теория внимания. «Оставляя в стороне особенности активного внимания, о котором уже сказано выше, как мы можем объяснить весь процесс внимания вообще? На это разные теории дают весьма различные ответы.

Некоторые из этих теорий дают лишь кажущееся объяснение. Таковы все те, которые

сводят внимание к особой душевной силе, подбирающей представления и придающей им тем самым особое значение в сознании. Такая ссылка на особую душевную силу есть

лишь в иных словах описание факта внимания, ибо сама по себе такая сила нам

вовсе не известна. Притом и при допущении такой силы придется сказать, почему

именно известные представления ее привлекают, а другие - нет, т. е. прежний

вопрос возвратится в новом лишь виде. Некоторые теории приписывают самим

представлениям особую силу оттеснять другие представления из поля сознания и,

таким образом, строят своеобразную психическую механику представлений (Гербарт).

Наиболее убедительны, однако, физиологические теории внимания. Мюллер, например, видит во внимании временное повышение чувствительности тех частей головного мозга, с которыми связано данное впечатление; психологически это зависит от ожидания этого впечатления, т. е. от предварительного нахождения в сознании соответственного представления, физиологически же здесь происходит слияние двух нервных токов (впечатления и предварительного представления), причем второй усиливает действие первого.  
Другая, более разработанная физиологическая теория внимания дана Эббингаузом. Она сводит дело к образованию в мозгу под влиянием

упражнения более точно определенных путей проведения нервных токов, вследствие

чего последние не рассеиваются, но действуют, так сказать, сосредоточеннее и,

таким образом, вызывают более определенные и ясные психические возбуждения.

Когда я иду по слабо освещенной улице и передо мной вдруг вспыхивает электрическая реклама, мое внимание невольно обращается на нее. Само впечатление, помимо всякого моего желания, заставило меня обратить на себя внимание - повернуть голову, сощурить соответствующим образом глаза и т. д.  
Напротив, в очень многих иных случаях мы сами нарочно хотим воспринять какой-нибудь предмет возможно лучше. Так, например, мы внимательно ищем нужное нам знакомое лицо в толпе других людей; мы упорно стараемся наилучше

осознать соотношение мыслей какой-нибудь умственной проблемы, несмотря на то что ряд внешних впечатлений, может быть, и мешает нам в этом; мы собираем, так

сказать, последние силы, чтобы слушать бесконечную речь скучного собеседника и

т. п. Здесь уже работает наше произвольное, или активное, внимание. Конечно,

чаще всего бывает так, что оба вида внимания у нас сменяют друг друга, переходя

один в другой. Так, невольно обратив внимание на появившийся на горизонте

движущийся предмет, мы, дальше, начинаем уже намеренно в него всматриваться, с

тем чтобы разгадать, что это такое. И, наоборот, сперва заставив себя

вслушиваться в слова лектора насильно, мы можем затем увлечься развертывающимся содержанием лекции настолько, что положительно не сможем оторваться от самого внимательного ее слушания. Здесь, следовательно, мы видим уже, как произвольное внимание превращается в непроизвольное.»12

«Произвольное внимание, будучи часто связано с необходимостью преодолеть многие мешающие, отвлекающие нас в другую сторону впечатления, требует от нас порою большого усилия над собой, под термином "произвольное" здесь, конечно, не следует понимать чего-либо беспричинного. Допущение беспричинного - есть отказ от научного исследования. Деятельность "произвольного* внимания зависит от

определенных причин и условий, выясняемых в психологии.»13

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  СВОЙСТВА  ВНИМАНИЯ

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его

сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.

«Концентрированность внимания - в противоположность его распыленности - означает наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность этой связи.

Концентрация - это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной

сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность

внимания в таком случае определяется единством двух признаков -интенсивности и узости внимания.»14

«Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу.  

Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированное, но иногда даже повысить ее. Мы поэтому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание,-особый вопрос.»15

«Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом

тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время

выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно

значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно 4 - 5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2 - 3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от

друга независимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.).

Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения

осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста

объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его

измерение при концентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных

элементах. Поэтому результаты тахистосконического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.»16

«С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов.

Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.»17 

Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием

несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным

признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым

приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех

учеников в классе.

«Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания.

Способность к распределению внимания весьма упражняема.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один

играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание -

как и память -подчиняется различным законам в зависимости от того, на каком

материале оно осуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости

внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания, по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2 - 3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности.

Так, часы, которые держат неподвижна одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосредственно

связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания,

сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то

другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое.

Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды: стоит более длительное

время на нее посмотреть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то

выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связанная с

установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психологии памяти

в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кривой забывания.

Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза

отражала общие закономерности забывания всякого материала. Учебная и

производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными

сенсорными раздражителями. Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не

столько экспериментально установить собственно очевидный факт значительно

большей устойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми

объясняются частые периодические колебания в одних случаях, значительная

устойчивость-в других.»18

«Гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием

устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях, внимание может очень длительное время оставаться

устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное

содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения,

перехода к другим его сторонам, углубления в него, там создаются

предпосылки для легкой отвлекаемое и неизбежно наступают колебания внимания.

Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. д.

Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определенном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону".

Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в

интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего

восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания -это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к

Информация о работе Внимание. Виды и свойства внимания