Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов класса ”.

Данная методика показала, что климат в данном классе неопределенный, противоречивый. Получается, что дети находятся в состоянии неопределенности, они не понимают “хорошо” им в этом классе или “плохо”. Дети в коллективе  часто повышают друг на друга голос, ссорятся, иногда дерутся. В коллективе постоянно  возникают недопонимания. Обстановка крайне тяжелая, дети чувствуют себя неуютно, очень быстро устают. Очень высоко психическое напряжение детей, они находятся в постоянном испуге. Они бояться сделать что-то нетак, потому что их пугают грубые, громкие реплики учителя. Дети данного класса с нежеланием идут в школу, так как заранее знают, что их там ждет. Большинство детей замкнуты, их очень трудно разговорить. Для того, чтобы наладить обстановку в классе мы предложили учителю использовать в общении с детьми разработанные нами психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение взаимодействия педагога и учащихся начальных классов.      

 Выявление взаимосвязи доминирующего стиля управления и психологического климата коллектива.  
Для выявления взаимосвязи был использован метод ранговой корреляции по Спирмену

 
Таблица 6.

4 «а» класс

 

Стили управления

 

 

Психологический климат

Spearman's rho

Авторитарный стиль

Correlation Coefficient

-,673

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,016

 

 

 

 

N

12

 

 

Либеральный стиль

Correlation Coefficient

,217

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,497

 

 

 

 

N

12

 

 

Демократический стиль

Correlation Coefficient

,236

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,460

 

 

 

 

N

12


 

Существует отрицательная взаимосвязь (-,673). Можно сказать, что при авторитарном стиле руководства благоприятного социально-психологического климата  нет.  
                                                                                                                         

 

 

  Таблица 7.

3 «а» класс

 

Стили управления

 

 

Психологический климат

Spearman's rho

Авторитарный стиль управления

Correlation Coefficient

-,372

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,248

 

 

 

 

N

10

 

 

Либеральный стиль управления

Correlation Coefficient

,032

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,930

 

 

 

 

N

10

 

 

Демократический стиль управления

Correlation Coefficient

,826

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,328

 

 

 

 

N

10


 

Можно сделать вывод, что при положительной взаимосвязи (,826) у руководителя с демократическим стилем управления на предприятии присутствует благоприятный социально-психологический  климат.  
                                                                                                                              Таблица 7.

2 «б» класс

 

 

 

 

 

Социально-психол. климат

Spearman's rho

Авторитарный стиль управления

Correlation Coefficient

-,323

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,362

 

 

 

 

N

10

 

 

Либеральный стиль управления

Correlation Coefficient

-,764

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,010

 

 

 

 

N

10

 

 

Демократический стиль управления

Correlation Coefficient

-,327

 

 

 

 

Sig. (2-tailed)

,357

 

 

 

 

N

10


 

Присутствует отрицательная взаимосвязь (-,764). Можно сказать, что при либеральном стиле руководства нет положительного психологического климата класса. 
Проведенный нами анализ показал, что стили управления взаимосвязаны с психологическим климатом.  
В  4 «а» классе у руководителя присутствует авторитарный стиль управления и выявлен не благоприятный психологический климат (коэфф. корреляции = -,673). Таким образом можно сказать, что данный стиль руководства не способствует высокому  уровню  психологического  климата.  
В 3 «а» у руководителя с демократическим стилем управления выявлен благоприятный социально-психологический климат (коэфф. корреляции = , 826). Можно сказать, что демократический стиль руководства в большей степени способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Во 2 «б» у руководителя присутствует пассивный стиль управления и выявлен менее благоприятный психологический климат (коэфф. корреляции = -, 764). Либеральный стиль управления не способствует формированию высокого уровня психологического климата.

Итак, исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на психологический климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника. Из 3 обследуемых классов нами был выявлен один особо не благоприятный с авторитарным стилем управления. Мы приняли решении провести коррекционную работу именно в этом классе и на контрольном этапе сравнить результаты 4 «а» класса с результатами экспериментального этапа.

 

2.2 Программа коррекции  психологического климата  школьного коллектива                                                

 Существует много  способов формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичных способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

- так как, психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

- если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

- привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Для коррекционной программы мы подобрали примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса. Приложение №7

2. Игра-проект "Символика  моего класса" Приложение №8

4. Создание "Дневника класса" Приложение №9

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива