Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

= ;

где n – число членов изученной группы.

К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.

Индекс групповой сплоченности = ;

«Индекс групповой сплоченности» ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как не удовлетворительный.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников2 - го класса:

1. Коэффициент благополучия  отношений.

КБО = (С1 + С2)/n, = (5+ 4 )/18*100%= 50%

где С1 - количество «звезд»,

С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.

КБО = 4+ 5 /18*100% = 50%, соответственно : 50% - коэффициент неблагополучия отношений.

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,50) исследуемого класса определяется как высокий, за счет большого количества «лидеров» и их взаимовыбора.

2. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/18 = 0,27

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 - количество «изолированных» в группе.

КИ = 2/18 = 0,11

При КИ = 0,11% группа считается не благополучной

5. Коэффициент взаимности  выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов. Он выражает характер отношений, существущий в группе, может быть показателем действительной сплоченности, привязан ности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 25/71*100% = 35%

Коэффициент взаимности выборов учеников I класса характеризуется как низкий класс разбит на мелкие микрогруппы.

6. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx - число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 71/153*100% = 46 %, следовательно, коэффициент осознанности высокий.

В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них. Существуют достаточно разрозненные связи между членами группы всех статусных образований. Анализ социометрических карточек позволил установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание, (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Результаты нашего социометрического метода показали, что в классе выявилось: 5 лидеров: 4 девочки (София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А.) и 1мальчик (Рома Т.); 4 предпочитаемых: 2 девочки (Вика Н., Ира Ж.) и 2мальчика (Николай С., Давид К.); 7 неавторитетных (Миша Б., Алеша Б., Александр В., Оля Г., Вадим Ж., Оля И., Алеша Л.); 2 отвергнутых - 1 мальчик и 1 девочка (Настя Н., Кирилл Л.). Таким образом, мы определили лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов - II группа, получившие 2 выбора - III группа и IV группа – 1 выбор. По данным социометрии в исследуемом I классе в первую и вторую группу входят 9 человек, что составляет 50% от общего количества учеников в классе; третья группа 7 человек что составляет 38.8% от общего количества учащихся; четвертая группа составляет 2 человека что составляет 11,1%.

Меньше всего школьников находятся в крайней IV группе. Наиболее многочисленны по количеству I и II группы. 

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%; в нашем случае группа менее благополучная, так как изолированные дети составляют 16,7%, от общего числа класса.       В данном 1 классе учатся дети принятые из двух детских садов , ребята практически не посещают группу продленного дня, а соответственно кроме совместной учебной деятельности их ничего не объединяет. Таким образом, можно сказать, что класс представляет собой скорее группу, чем развивающийся коллектив. Наличие в классе 7 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и 2 «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать как группу с невысоким уровнем межличностных отношений. Микрогруппы класса несколько обособлены.       Индекс групповой сплоченности классного коллектива равняется 0,16 – это означает, что коллектив имеет достаточно низкую групповую сплоченность, внешне она практически не проявляется. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе. В классе прослеживается характер взаимовыгодных отношений и только между членами своей микрогруппы. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно разрозненные односторонние связи между членами группы всех статусных образований.

Социометрическая «мишень» позитивных выборов.

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), во внешнем круге - дети с единичным статусом. Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловных лидеров, к которым «стекаются» все позитивные выборы. Это София П., Б.Люда, Дана Н., Ира А. Рома Т.

Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,16) свидетельствует о:

- средней зрелости группы;

- о том, что взаимоотношения  членов школьного объединения  достаточно опосредованы совместной  деятельностью;

- переживания отдельных  членов группы практически не  даны другим как мотивы деятельности;

Можно сделать следующие выводы:

Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;

Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;

Исследование взаимоотношений детей в школьном классе показало, что группа, образованная младшими школьниками развита по типу номинальной, что свидетельствует о низком уровне развития в ней совместной деятельности; В объединении не достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, лидеры общие на класс; Ценность некоторых участников объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют единичные социометрические статусы у некоторых детей;

Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя внеурочную совместную деятельность( спортивные, трудовые, музыкальные и игровые мероприятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

4 «А» класс с  авторитарным  стилем руководства

В классном коллективе 4 «А» 19 учеников: 9 девочек и 10 мальчиков. Для участия в исследовании мы взяли 18 учеников: 9 девочек и 9 мальчиков.

Все учащиеся класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:

·  высокостатусные – «звезды»;

·  среднестатусные – «предпочитаемые»;

·  низкостатусные – «принятые;

·  пренебрегаемые – изолированные.

 - максимально возможное число  взаимных выборов в данной  группе.

= ;

где n – число членов изученной группы.

К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.

Индекс групповой сплоченности = ;

«Индекс групповой сплоченности» ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как не удовлетворительный.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 4 - го класса:

1. Коэффициент благополучия  отношений.

КБО = (С1 + С2)/n, = (3+ 4 )/18*100%= 30%

где С1 - количество «звезд»,

С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.

КБО = 4+ 3 /18*100% = 30%, соответственно: 70% - коэффициент неблагополучия отношений.

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,30) исследуемого класса определяется как высокий, за счет большого количества «лидеров» и их взаимовыбора.

2. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/18 = 0,27

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 - количество «изолированных» в группе.

КИ = 4/18 = 0,11

При КИ = 0,22% группа считается не благополучной

5. Коэффициент взаимности  выборов вычисляется отношением  суммы взаимных выборов в группе  к сумме всех произведенных  испытуемыми выборов. Он выражает характер отношений, существущий в группе, может быть показателем действительной сплоченности, привязан ности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 25/71*100% = 35%

Коэффициент взаимности выборов учеников I класса характеризуется как низкий класс разбит на мелкие микрогруппы.

6. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx - число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 71/153*100% = 46 %, следовательно, коэффициент осознанности высокий.

В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них. Существуют достаточно разрозненные связи между членами группы всех статусных образований. Анализ социометрических карточек позволил установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание, (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Таким образом, мы определили лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов - II группа, получившие 2 выбора - III группа и IV группа – 1 выбор. По данным социометрии в исследуемом 4 классе в первую и вторую группу входят 9 человек, что составляет 50% от общего количества учеников в классе; третья группа 7 человек что составляет 38.8% от общего количества учащихся; четвертая группа составляет 2 человека что составляет 11,1%.

Меньше всего школьников находятся в крайней IV группе. Наиболее многочисленны по количеству I и II группы. 

Таким образом, можно сказать, что класс представляет собой скорее группу, чем развивающийся коллектив. Наличие в классе 7 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и 2 «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать как группу с невысоким уровнем межличностных отношений. Микрогруппы класса несколько обособлены.       Индекс групповой сплоченности классного коллектива равняется 0,16 – это означает, что коллектив имеет достаточно низкую групповую сплоченность, внешне она практически не проявляется. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в группе. В классе прослеживается характер взаимовыгодных отношений и только между членами своей микрогруппы. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них, причем существуют достаточно разрозненные односторонние связи между членами группы всех статусных образований.

Социометрическая «мишень».

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), во внешнем круге - дети с единичным статусом. Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловных лидеров, к которым «стекаются» все позитивные выборы.

Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,16) свидетельствует о:

- средней зрелости группы;

- о том, что взаимоотношения  членов школьного объединения  достаточно опосредованы совместной  деятельностью;

- переживания отдельных  членов группы практически не  даны другим как мотивы деятельности;

Можно сделать следующие выводы:

Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;

Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;

Исследование взаимоотношений детей в школьном классе показало, что группа, образованная младшими школьниками развита по типу номинальной, что свидетельствует о низком уровне развития в ней совместной деятельности; В объединении не достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, лидеры общие на класс; Ценность некоторых участников объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют единичные социометрические статусы у некоторых детей;

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

“Экспресс-методика”

по изучению психологического климата

 разработана  О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто  

Инструкция

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: внимательно ознакомиться с вариантами ответов; выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению;

Предложенные вопросы:

I.Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

  1. Большинство членов нашего класса - хорошие, симпатичные люди.
  2. В нашем классе есть всякие люди.
  3. Большинство членов нашего класса - люди малоприятные.

II.Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего класса жили близко друг от друга?

Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива