Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.

Файлы: 1 файл

обновленный вид (Автосохраненный).docx

— 194.33 Кб (Скачать)

Задачи, поставленные перед детьми опытно-экспериментальной работой, были полностью решены: реализовались и проверялись педагогические психологические условия стимулирования творческих способностей активности детей младшего школьного возраста в специфических детских деятельностях. Важным условием при этом, на наш взгляд, является понимание сущности, содержание творческого процесса с учетом особенностей детей младшего школьного возраста и стимулирования творческой деятельности детей в учебной деятельности.

Проведение экспериментального исследования, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что стимулирование творческой активности в системе обучения детей младшего школьного возраста имеют теоретическое и практическое значение.

Изучение психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в учебной деятельности детей младшего школьного возраста имеет большое значение для развития творчества младших школьников и развития ребенка в целом.

Результаты проведенного исследования по изучению творческих способностей позволили решить поставленные задачи.

Результаты исследований показали, что творческие способности детей и успеваемость взаимосвязаны, это подтверждено методом ранговой корреляции Спирмена.

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» / Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960. c. 66.
  1.   Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002. c.95.
  1. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат,1968г. c.38-42.
  2. Бывают выдающиеся дети. Н. Лейтес. Семья и школа, №3           1990г. с.33.
  3. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. с. 31.
  4. Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал. т. 13, № 1, 1992г., с. 147-165.
  5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991г. c. 47.
  6. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети. М. Знание,                  1991г. c.113-115.
  7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г. c. 68-75.
  8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. Прос., 1986г. c.123.
  9. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г. c. 73.
  10. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г. c.83-97.
  11. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6             1990г. с. 34.
  12. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1960г. c.58-62.
  13. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г. c.26.
  14. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7. c. 59.
  15. Немов  Р.С. «Психология», М., Владос, 1998. c. 78.
  16. Одаренные дети. Перевод с англ.. Под ред. Бурменской,         Слуцкого. М., 1991г. c. 39.
  17. Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г. c. 82-96.
  18. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.
  19. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов, сб. науч. тр. Л: ЛГПИ, 1984г. c.48.
  20. Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. с. 27.
  21. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос.,                   1971 г.c. 47-53.
  22. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ, 1990г. c. 81.
  23. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г. c.76.

 

Приложение

Приложение №1.

Стимульный материал к  методике «Дорисовывание фигур».

Цель: Изучение оригинальности решения задач на воображение

Проведение исследования. Ребенка 7 – 8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на  что похожи облака на небе и т.д.)

Обработка данных. Выявляет степень оригинальности, необычности  изображения. Устанавливают тип  решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется  тем, что ребенок еще не принимает  задачу на построение образа воображения  с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом  что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение  отдельного объекта (дерево), но изображение  контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая  отдельный объект, ребенок уже  включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка  делает зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому  сюжету (девочка гуляет с собачкой).

Пятый тип. Заданная фигура  используется качественно по-новому. Если в 1 – 4 типах она выступает  как основная часть картинки, которую  рисовал ребенок (кружок – голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов  для создания образа воображения (треугольник  уже не крыша дома, а грифель  карандаша, которым мальчик рисует картинку).

 

Стимульный материал к  методике оценки уровня развития творческих способностей.

Цели: оценка уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации).

Текст задания: Посмотри на картинки. Поставь крестик рядом с той картинкой, которая более всего подходит к тому, что я сейчас скажу.

 

 

Задание 1. Какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?

 

 

 


Задание 2. Какая картинка больше всего подходит друзьям? 

 

 
Задание 3. Какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?

 

 
 
Задание 4. Какой предмет больше всего подходит первокласснику?

 

 
Задание 5. Какая маска больше всего подходит Бармалею?

 

 
Задание 6. Материал какого цвета больше всего подходит для платья Бабы Яги?

 
 
Задание 7. Какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного человека?

Оценка и интерпретация:

Оценка 3 балла – ребенок  самостоятельно и без ошибок обозначает с помощью символов эмоциональное  состояние, свое отношение к ситуации и персонажу. 
Оценка 2 балла – ребенок не всегда может с помощью общепринятых символов правильно обозначить свое эмоциональное состояние, отношение к литературному персонажу и жизненной ситуации.

Оценка 1 балл – ребенок  не имеет четкого представления  о культурно принятом символическом  обозначении эмоциональных состояний  и отношений, ориентируется на внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Методика «Дорисовывание фигур»

Фамилия, имя

Тип решения 

Веслов Дима

4

Волков Саша

2

Деева Даша

3

Домрачев Денис

4

Егорова Ольга

3

Еклашев Илья

3

Иванов Дима

4

Ингачева Анна

4

Коробкова Анна

3

Кравец Дима

4

Куклина Ирина

3

Молчанова Анна

4

Опалев Дима

2

Павлов Лёша

4

Речкина Надя

3

Сержан Наташа

3

Ушакова Юля

4

Чернобокова Анна

5

Шмелькова Саша

3




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контент-анализ успеваемости младших школьников

№ п/п

Фамилия, имя

Средний балл

1

Веслов Дима

6

2

Волков Саша

10

3

Деева Даша

9

4

Домрачев Денис

6

5

Егорова Ольга

9

6

Еклашев Илья

9

7

Иванов Дима

9

8

Ингачева Анна

11

9

Коробкова Анна

10

10

Кравец Дима

9

11

Куклина Ирина

11

12

Молчанова Анна

10

13

Опалев Дима

9

14

Павлов Лёша

9

15

Речкина Надя

9

16

Сержан Наташа

6

17

Ушакова Юля

6

18

Чернобокова Анна

4

19

Шмелькова Саша

10




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика оценки уровня развития творческих способностей

Фамилия, имя

Оценка результатов

Веслов Дима

3

Волков Саша

3

Деева Даша

3

Домрачев Денис

3

Егорова Ольга

2

Еклашев Илья

2

Иванов Дима

3

Ингачева Анна

3

Коробкова Анна

2

Кравец Дима

3

Куклина Ирина

3

Молчанова Анна

2

Опалев Дима

1

Павлов Лёша

3

Речкина Надя

1

Сержан Наташа

2

Ушакова Юля

3

Чернобокова Анна

3

Шмелькова Саша

3




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования методики «Дорисовывание фигур»

Тип решения задачи на воображение

Кол-во человек

5 тип

1

4 тип

8

3 тип

8

2 тип

2




 

Результаты исследования методики оценки уровня развития творческих способностей.

Оценка результатов

Кол-во человек

«3»

12

«2»

5

«1»

2




 

Контент-анализ успеваемости младших школьников.

Уровни

Количество

%

Высокий

6

31

Средний

8

43

Низкий

4

21

Очень низкий

1

5


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников