Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.

Файлы: 1 файл

обновленный вид (Автосохраненный).docx

— 194.33 Кб (Скачать)

 

    1.  Взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников

 

Младший школьный возраст период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает,главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [3, c.38].

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие  годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать  при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или  иной возрастной черты.

Но несомненно, что рассмотренные  особенности существенно сказываются  на познавательных возможностях детей  и обуславливают дальнейший ход  общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить  действительное значение проявляемых  в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие.

Нередко обнаруживается, что  яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов  в некоторых занятиях, не открывают  пути к действительным, социально  значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут  указывать на предпосылки подлинного таланта [12, c.83].

Чтобы лучше понимать таких  детей, нужно прежде всего знать  и учитывать возрастные особенности  детской психики. Стремительный  подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно —  о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) —  не только недостаток, но и достоинство — именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых [12, c. 84-97].

В трудах Н.Лейтеса  раскрыт  механизм   возрастной чувствительности, той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных  для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей [15, c.26].

О том, как это проявляется  в ту пору детской жизни, когда  происходит освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до пяти». Но вот  что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству-особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем  и при самом благоприятном речевом окружении! — развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше?

Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что  уже прошел, оказался упущенным тот  период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства  — свои предпосылки умственного  роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, выбирать. И, судя по всему, имеются для этого  поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов  велик авторитет учителя —  и очень заметен у них настрой  на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая  доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном  учении опирается на интуицию ребенка  и его своеобразную инициативу. В  те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо  всем, что видели и слышали в  школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность  поделиться, снова оживить в сознанием  то, что было с ними недавно, может  свидетельствовать о силе впечатлений  — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это —  неповторимые внутренние условия приобщения к  учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых  предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности   на то, чтобы  повторить, внутренне принять, создают  благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики [3, c.40-42].

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют  многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими  к занятиям по этому предмету (как  известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники —  в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового возраста.

Значит, по отношению к  иностранному языку вполне можно  говорить об особой возрастной чувствительности. Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование —  затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых [23, c.47].

В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Каждой ступени детства  присуща своя и для последующих  возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному  росту. С точки зрения предпосылок  развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия  развития.

Чтобы понять, каков «вклад»  тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-своему, в той или другой степени [23, c.48-53].

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито  из тех свойств, которые выступают  в различные периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного  развития — неравномерен: наблюдения ряда психологов (Давыдова, И. Лейтеса, В. В. Клименко, Эльконина) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или задержки, причем у каждого — в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение   во   времени возрастной чувствительности,   свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.

Рассмотрим с этой точки  зрения коренную психологическую особенность  выдающихся  детей:  их  чрезвычайную умственную активность,  непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке [12].

Так вот, это   пристрастие  к умственным занятиям, к умственному   напряжению может быть следствием такого хода возрастного развития, когда  оказывается возможным одновременное  действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов. В самом  деле, например, некоторые черты  подросткового возраста — деятельная энергия, настрой на самостоятельное  достижение цели  — обретают  особую  силу, если становятся  присущи,   вследствие ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с  их повышенной восприимчивостью и наивной  серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим  составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание,  в такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать   усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к умственной работе.

Таким образом, возрастное явление —  своеобразие хода развития  — сказывается на   подъеме   интеллекта, выступает   как   фактор одаренности.

Правда, только у части  детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость умственными занятиями  станет устойчивой особенностью. У  других таких детей  — при   прочих равных условиях —  неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится, ¾  это скажется и  на развивающихся  способностях. Эти различия в последующем  ходе развития можно рассматривать  как подтверждение того, что яркие  проявления детской одаренности  во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей [20, c. 87].

Особая   чувствительность   и   направленность   активности, изменяющиеся от одной ступени детства  к другой, сочетание, совмещение свойств  разных возрастных периодов - это необходимые  условия, предпосылки становления  и расцвета интеллекта.

Интересующие нас индивидуальные различия по способностям  — «родом из детства». Яркие проявления возрастной одаренности — та почва, на которой  могут вырастать выдающиеся способности.

Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка это не надо упускать из виду выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим, недолговечными.

Например, не следует преувеличивать значение   необычно быстрого овладения  речью; а ведь в этом зачастую видят  признаки незаурядности    интеллекта.

Но такая  особенность  — быстрота начального приобщения к языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.

Следует учитывать и такое  обстоятельство.  Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего  ребенка, еще не дают гарантий, что  такое сохранится надолго. Могут  измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного  умственного развития часто затрагивает  разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном  может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность  умственного подъема также может  стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребенка.

Таким образом, имеется много  возможных причин, почему ребенок  с многообещающим умственным стартом  может не оправдать ожиданий. И  не надо поэтому слишком  обольщаться ранними умственными достижениями.

У немалого числа детей  с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в  той или иной форме сохраняются  в дальнейшем, приумножаются —  необычность этих детей оказывается  действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской  одаренности как бы выдерживают испытание временем [20, c.91].

Ненадежность прогноза может  порождать безразличие к детским  признакам одаренности. А ведь каким  бы ни оказалось будущее  — простор  развитию индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и укреплять ранние ростки способностей.

Хотя, многие думают, что  ребенок, опережающий сверстников  по уровню интеллекта, блещущий умственными  способностями, не будет встречать  трудностей в учебных занятиях —  ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как  поведут себя родители и другие старшие  члены семьи, когда обнаружится  необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой  ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей  беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает  все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования   каких-нибудь устройств... Такой степени пристрастие к  умственной работе производит впечатление  чрезмерности. Девочка десяти лет  ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого  разбора, тут же прочитывает их, на  следующий день меняет. И каждый вечер боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его  занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой  увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь  ли все это — необычная яркость  способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи [6, c.152].

Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников