Влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа теоретического плана. В первой главе рассматриваются особенности старшего дошкольного возраста, понятие темперамента, классификация типов темперамента, содержание понятия "память", виды памяти. Во второй главе раскрываются общие возрастные закономерности проявления темперамента и особенности развития памяти,как психического процесса, у дошкольников с различными типами темперамента.
Целью данной работы является изучение влияния индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общетеоретические аспекты изучения влияния индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти
1.1. Память как психический процесс
1.2. Темперамент: понятие и типология
1.3. Особенности развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Влияние индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти
2.1. Общие закономерности возрастных изменений темперамента
2.2. Особенности проявлений темперамента в старшем дошкольном возрасте и их влияние на развитие памяти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Как писал К.Д. Ушинский, «заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы»20.

В связи со всем вышесказанным  нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: «в каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В старшем дошкольном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств», - отмечал Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии»21.

Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят  о принадлежности его к тому или иному типу темперамента. Различия в этом отношении вполне определенно выступают, например, когда дети уже овладели устной речью. Так, если речь у ребенка громкая, быстрая и отчетливая, с правильными интонациями, сопровождаемая живыми жестами и выразительной мимикой, то можно говорить о признаках сангвинистического темперамента. Если речь медленнее, чем у других, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о флегматическом темпераменте. На признаки холерического темперамента указывает торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся речь. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Конечно, о типе темперамента, кроме особенностей речи, говорят и особенности двигательной и общей активности ребенка.

Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах  нервной системы, которые могут  быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому диагностируя отдельные свойства нервной системы (темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.

 

2.2. Особенности проявлений темперамента в старшем дошкольном возрасте и их влияние на развитие памяти

 

В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых  динамических чертах идет от своеобразия  нервной системы, и что – от возрастного этапа. И те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах детской психики.

Исследователями (психологами  и педагогами) выявлены особенности проявления темпераментных особенностей старших дошкольников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания. Из этих информационных предпосылок можно сделать вполне закономерные и достоверные выводы о специфических особенностях развития памяти старших дошкольников.

Дошкольник – сангвиник. Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто желает высказаться, разговаривает со всяким, кто оказался по соседству. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы – увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать воспитателю – разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ – заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно воспитанники сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи в проводимых воспитателями играх, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует  обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за обеденным столом, часто вскакивает, вертится. На прогулках такие дети чаще всего бегают по участку, устраивают возню и т.д.

Таким образом, развитие произвольной памяти становится возможным  только при наличии значительной мотивации к запоминанию. В процессе измерения кратковременной памяти необходимо учитывать степень соответствия стимульного материала интересам ребёнка. Развитие долговременной памяти становится возможным при наличии системы подкреплений.

Дошкольник – холерик. Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос воспитателя готов ответить, не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно не отличаются детализированностью, ограничиваются изображениями крупных объектов). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков дошкольного  возраста мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие воспитанники, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько  утомляет ребёнка, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Дошкольники этого типа темперамента часто с увлечением что-то мастерят.

Холерики обладают высокой  моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Таким образом, развитие произвольной памяти становится возможным при условии воздействия на максимально возможное количество анализаторов. Кратковременная память развита обычно хорошо, а долговременная – плохо.

Дошкольник – флегматик. Его отличают неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы воспитателя не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит игры, где что-то нужно сосчитать (в школьные годы такие дети как правило становятся отличниками по математике). Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для детей флегматиков  характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Обычно воспитателю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На подготовительных занятиях они обычно сидят спокойно, не вертятся, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ребёнок не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Рисует дошкольник-флегматик, обычно, тоже медленно. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие и неэнергичные.

Таким образом, у дошкольника-флегматика имеется хороший потенциал для  развития и кратковременной, и долговременной памяти. Какой из стимулов способствует развитию произвольной памяти таких детей, обычно понять очень трудно. Кроме того, следует отметить, что процесс воспроизведения усвоенной информации у флегматика может занимать гораздо больше времени, нежели у сангвиника или холерика.

Дошкольник – меланхолик.

На подготовительных занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той  же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его зовут, медленно подходит к воспитателю. Отвечает неуверенно, речь заторможенная. Стоит воспитателю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь другим детям в группе.

Меланхолики – дети со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На подготовительных занятиях такие дети сидят неподвижно, а на прогулке оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Из этого следует, что развитие памяти у дошкольников с преобладанием меланхолического типа темперамента выстраивается на чувственно-эмоциональной основе, запоминание зависит от того, насколько большое впечатление произвела на ребёнка информация. Воспроизведение же требует создания благоприятных условий. Произвольная память может развиваться на основе постоянной эмоциональной поддержки, поощрений.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что воспитателю  при планировании деятельности по развитию памяти старших дошкольников, необходимо учитывать особенности их темперамента, создавать оптимальные для них условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие «темперамент»  прочно вошло в обиход профессионалов в области педагогики, однако педагоги не всегда способны использовать знания о темпераменте в своей практической деятельности.

Для успешного применения теоретических знаний о темпераменте и его разновидностях важно понимать, что темперамент – это особый феномен, основу изучения которого составляют исследования учёных в области генетики, биологии, физиологии, нейрофизиологии и психологии.

Каждый из четырёх  типов темперамента обладает набором  свойственных ему характеристик. В  то же время эти типы темперамента, со свойственными им характеристиками, которые по большей части проявляются в поведении индивида, крайне редко встречаются в чистом виде.

В этой связи специалисту, занятому вопросами обеспечения  оптимальных условий для развития детей определенного возраста, необходимо не только изучать наборы поведенческих  признаков различных типов темперамента, но и уметь сопоставлять их, выделять главные (соответствующие основному типу) и сопутствующие (свойственные другим типам).

Помимо прочего, для  понимания закономерностей и  особенностей развития конкретного  психического процесса в конкретном возрасте следует владеть информацией о сущности этого процесса и, что крайне важно, о закономерностях развития этого психического процесса именно в данном временном отрезке онтогенеза.

Таким образом, изучение влияния индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти требует качественного анализа литературы из области общей психологии, возрастной психологии и данных экспериментальных исследований.

Список литературы

 

  1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
  3. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Академия, 2001.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.
  6. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2002.
  7. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
  10. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 1999.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. пед. учеб. зав. – М.: Просвещение, 1998.
  12. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001
  13. Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
  15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: ГЕНЕЗИС, 1995.
  16. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Академия, 2003.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д.: Феникс, 1996.
  18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
  19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  20. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение,1987.

Информация о работе Влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников