Влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа теоретического плана. В первой главе рассматриваются особенности старшего дошкольного возраста, понятие темперамента, классификация типов темперамента, содержание понятия "память", виды памяти. Во второй главе раскрываются общие возрастные закономерности проявления темперамента и особенности развития памяти,как психического процесса, у дошкольников с различными типами темперамента.
Целью данной работы является изучение влияния индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общетеоретические аспекты изучения влияния индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти
1.1. Память как психический процесс
1.2. Темперамент: понятие и типология
1.3. Особенности развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Влияние индивидуально-типологических особенностей темперамента детей старшего дошкольного возраста на развитие памяти
2.1. Общие закономерности возрастных изменений темперамента
2.2. Особенности проявлений темперамента в старшем дошкольном возрасте и их влияние на развитие памяти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения  человека. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности6.

Основные проблемы в  изучении темперамента связаны с  раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению  психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.

Не менее важными  проблемами являются: определение места  темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора  успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.

Гиппократом была разработана  гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали  связь соматических и темпераментальных  характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в  сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим  принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

По мнению В.Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга – лобной коры вместе с нижележащими образованиями7.

Анализ собственно психологических  свойств темперамента велся не так активно и успешно, но, тем не менее, разные суждения о психологических компонентах темперамента были. Так, С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: энергичности, скорости, пластичности и эмоциональности8.

Среди зарубежных исследований темперамента фундаментальным трудом по праву признана концепция Г. Айзенка. Автором была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий – низкому. Другому свойству – нейротизму – соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма. В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения – экстраверсия –интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм9.

Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах  является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известным является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса10.

Свойства темперамента включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

Наследственная обусловленность  темперамента и его относительная устойчивость являются на сегодняшний день неоспоримым фактом. Так, в работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции. Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как: независимость от содержания мотива и цели поведения; универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; раннее проявление в детстве; высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами11.

Темперамент возникает  под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик  психики и развивается вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.). При этом темперамент не зависит от содержания деятельности – мотивов, целей, ценностей, определяя её стиль – темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.

Темперамент выполняет  регулятивную функцию. Заданный от природы  определенный индивидуальный уровень  энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

Темперамент может рассматриваться  как задаток общих способностей и как природная предпосылка  развития творческих способностей. В  структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость – преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Говоря об эмоциональности как проявлении темперамента, имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

Учитывая все перечисленные свойства, а также наиболее древнюю по происхождению и до настоящего времени полностью не опровергнутую гуморальную (жидкостную) теорию происхождения темперамента, Я. Стреляу предлагает следующую классификацию типов темперамента с соответствующими каждому типу характеристиками12:

1) Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью  и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое  дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает  к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается  м одной работы на другую, но и  переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства  легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

2) Холерик. Так же, как сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда – большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.

3) Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить. Когда вокруг громко смеются или безудержно рыдают, он может оставаться невозмутимым. Даже в случае серьезных личных неприятностей способен сохранять спокойствие.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и  замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Его инертность, малоподвижность обычно считают недостатками.

Инертность сказывается  и на косности его стереотипов, трудности  его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

4) Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в  себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущи легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов – интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в привычной спокойной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения  человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства  им недостатки. Люди сангвинического  темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Напротив, те, кому свойствен  темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в  работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные её периоды.

Точки зрения о равноправии темпераментов придерживались такие крупные специалисты в этой области как Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен. Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике. Итак, каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер).

Таким образом, мы видим, что темперамент представляет собой  психологический феномен особого  рода, так как его проявления оказывают  влияние на подавляющее большинство  других психических явлений и  закономерностей, свойственных индивиду.

 

1.3 Особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте

 

Старший дошкольный возраст  – один из важнейших этапов развития личности, так как он предшествует существенным изменениям в ролевой  позиции ребёнка, которые, в свою очередь, трансформируют характер его  взаимодействия с социумом.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной  сфер личности. Развитие личности и  деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Становлению этой позиции и её развитию способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Развитие этих умений составляет основу активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности  детей является творчество. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Информация о работе Влияние темперамента на развитие памяти старших дошкольников