Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.20 Мб (Скачать)

В 5-ом классе по методике ВРР  подростки экспериментальной группы оценивали свое взаимодействие сотцами и были получены следующие результаты (рис. 3):

Агрессивные подростки оценивают своих отцов как требовательных (63,6%), очень строгих (84,7%) и контролирующих (55,4%). Подростки считают, что их отцы стремятся быть лидерами в семье, проявляют авторитарность, хотят, чтобы подростки во всем подчинялись им. При этом отцы, по мнению подростков, чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования, во взаимодействии с ними бывают жестоки и критичны. Как считают подростки, отцовский контроль за их поведением осуществляется в виде суровых запретов и нередко физических наказаний. В то же время агрессивные подростки считают своих отцов понимающими и принимающими их (62,4%) и авторитетными (53%). Однако подростки отмечают, что их отцы недостаточно сотрудничают с ними (41,4%), проявляют непоследовательность в воспитании (29,1%), недостаточно бепокоятся за подростков (41,9%) и не удовлетворены взаимодействием с ними (39,7%). Обращает внимание сочетание высоких показателей по шкалам требовательности, строгости, контроля, принятия, авторитетности отца, с одной стороны, и одновременно проявлениями непоследовательности воспитания, неумением сотрудничать с подростками и тревожности со стороны отцов – с другой стороны, что указывает на неопределенный стиль воспитания, в котором сочетаются черты авторитарного и непоследовательногостилей.

Умеренноагрессивные подростки отмечают, что их отцы строги (77%), тревожны (60,8%), не всегда уверены в правильности выбранного стиля воспитания и поведения. При этом, по мнению подростков, их отцы достаточно авторитетны (57,6%), эмоционально принимают подростков (75,3%), проявляют внимание к их жизни, относятся к ним с уважением, стремятся понять их интересы, взгляды. Отцы требуют от подростков осмысленного поведения и стараются им помочь (75,3%). Однако умеренно агрессивные подростки считают, что их отцы очень непоследовательны в своих требованиях к ним (27,7%), мало сотрудничают с подростками (37,3%) и недостаточно удовлетворены взаимодействием с ними (42,1%). Доминирование высокого принятия и авторитетности с высокой степенью строгости воспитания и одновременно проявлениями непоследовательности воспитания, неумением сотрудничать с подростками и тревожности со стороны отцов указывает на неопределенный стиль воспитания, в котором сочетаются черты авторитетного и непоследовательного стилей.

Рис. 3 Оценка подростками взаимодействия с отцами, по 10-ти шкалам методики ВРР

в 5-ом классе

Неагрессивные подростки считают своих отцов авторитетными (75,9%), эмоционально принимающими (88,6%) и удовлетворенными взаимоотношениями с подростками (57%). По мнению подростков, их отцы чрезмерно потакают их желаниям, во всем им покровительствуют и восхищаются даже их минимальными успехами. Одновременно неагрессивные подростки отмечают, что их отцы строги (71,8%), непоследовательны в своих требованиях (32,5%), эмоционально холодны с подростками (21,5%) и недостаточно сотрудничают с ними (36%). Сочетание высокого уровня принятия, авторитетности, удовлетворенности отношениями с подростками свидетельствуют об авторитетном стиле отцовского воспитания. Однако высокий показатель строгости и низкие показатели последовательности воспитания, эмоциональной близости и сотрудничества указывают на то, что отцы недостаточно удовлетворяют психологические потребности подростков и проявляют формальное отношение к ним. В результате, с нашей точки зрения, подобный стиль воспитания можно охарактеризовать как непоследовательный илиберальный. С помощью критерия U-Манна-Уитни были получены статистически значимые различияпо шкалам методики ВРРмежду агрессивными, умеренно агрессивными и неагрессивными подростками: «мягкость - строгость» (p=0,021), «отвержение – принятие ребенка» (p=0,032) и «тревожность за ребенка» (p=0,009).

В 7-ом классе, после тренинга, проводилось повторное исследование по методике ВРР. По мнению подростков всех трех групп, отцы стали более вовлеченными в воспитание и взаимодействие с подростками, стали больше учитывать психологические потребности подростков и стали более авторитетными для них.

Применение методики ADOR для  уточнения полученных результатов  о влиянии характера детско-родительских отношений на проявление агрессии у  подростков,дало более дифференцированные показатели особенностей отцовского отношения  и взаимодействия с подростками. Обращает на себя внимание следующий  факт: изменение характера взаимодействия отцов с подростками по методике ВРР существенно меняется от 5-ого  класса к 7-ому классу в направлении  большей заинтересованности отцов  в воспитании и взаимодействии с  подростками. Даже отцы агрессивных  подростков, по их мнению, становятся болееэмоционально принимающими, эмоционально близкими и открытыми к сотрудничеству. В то же время результаты исследования по методике ADOR в 7-ом классе делают картину не столь благополучной и выявляют неудовлетворенность важнейших психологических потребностей подростков (в любви и безопасности), а также эмоциональную недоступность, формальное отношение, непоследовательность, непредсказуемость в поведении, низкий уровень вовлеченности отцов во взаимоотношения с подростками. Для уточнения результатов был проведен статистический анализ данных. С помощью критерия Т-Вилкоксона и критерия U-Манна-Уитни (p≤0,05) был выявлен высокий уровень устойчивости оценок подростками характера взаимодействия с отцами за период обучения в 7-ом классе по следующим шкалам методики ADOR: у агрессивных подростков по шкалам Директивности (p=0,021) и Автономности (p=0,04); у умеренно агрессивных подростков по шкалам Позитивного интереса (p=0,02) и Непоследовательности (p=0,028); у неагрессивных подростков по шкале Директивности (p=0,045) и шкале Автономности (p=0,001).

Следующим шагом анализа  было сравнение результатов подростков по группам по сходным шкаламметодики ВРР и методики ADOR,полученныхв 7-ом классе. Обе методики показали, что агрессивные подростки считают своих отцов очень строгими, сверхтребовательными и контролирующими. В сравнении с результатами подростков двух других групп – менее принимающими, менее тревожными за них, эмоционально недоступными, менее авторитетными и менее удовлетворенными взаимодействием с подростками. А стиль отцовского воспитания оценивают как отстраненный или враждебно-подавляющий. Умеренноагрессивные подростки оценивают взаимодействие с отцами как гармоничное, видят в лице отцов друга и помощника, но считают их непоследовательными и непредсказуемыми. Неагрессивные подростки отмечают, что их отцы эмоционально близки с ними, принимают подростков такими, какие они есть, настроены на сотрудничество. При этом отцы авторитетны, тревожны и удовлетворены взаимодействием с подростками. Однако неагрессивным подросткам отцы представляются отстраненными и отгороженнымиот воспитания и взаимодействия с ними.

Следующим шагом анализа  было сравнение стилей воспитания матерей  и отцов между собой у подростков с разной степенью выраженности агрессивного поведения: у агрессивных подростков матери при взаимодействии с ними авторитарны,дисгармонично-непоследовательны или отвергающе-отстраненны, в то время как отцы в отношениях с подростками придерживаются неопределенного стиля воспитания. У умеренно агрессивных подростков матери авторитетны, но несколько непоследовательны в своих отношениях с ними, а у отцов преобладает неопределенный стиль (непоследовательность и авторитетность) во взаимодействии с подростками. У неагрессивных подростков материавторитетны, а отцыв своем отношении к подросткам непоследовательны и либеральны.

В ходе лонгитюдного исследования (в 5-ом и 7-ом классах) методика ВРР (вариант для родителей) была предложена матерямподростков, которые были разделены на три группы, как и подростки: матери агрессивных подростков – 6 человек; матери умеренно агрессивных подростков – 17 человек; матери неагрессивных подростков – 9 человек.

Сравним результаты, полученные в 5-ом классе, подростков и матерей  по шкалам методики ВРР, по трем группам  и дадим ответ на вопрос о сходстве и различии представлений подростков и их матерей о взаимодействии между ними (таблица 3).

С помощью критерия T-Вилкоксона были установлены статистически  значимые различия оценок детско-родительских отношений между подростками и матерями по шкалам методики «ВРР» в 5-ом классе: «мягкость – строгость» (α=0,026), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,01), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,039), «непоследовательность – последовательность» (α=0,019) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,05) –у агрессивных подростков. У умеренно агрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,0045), «эмоциональная дистанция – близость» (α=0,008), «отвержение – принятие» (α=0,0011), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,001), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,039) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0013). У неагрессивных подростков – «нетребовательность – требовательность» (α=0,05), «автономность – контроль» (α=0,036), «отвержение – принятие» (α=0,0037), «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (α=0,012), «воспитательная конфронтация в семье (авторитетность родителя)» (α=0,023) и «удовлетворенность отношениями родителей с ребенком» (α=0,0014).

Данные таблицы 3 и статистического  анализа указывают на то, что агрессивные подростки и ихматери расходятся в восприятии родительского отношения: подростки считают матерей менее строгими, но более эмоционально близкими, болеепоследовательными, способными к сотрудничеству и более удовлетворенными взаимными отношениями, чем их матери. При этом с точки зрения подростков, их матери выступают гораздо более отвергающими, чем кажется самим матерям.

Таблица 3

Результаты (проценты) подростков и матерей по шкалам методики ВРР

по трем группам в 5-ом классе

Название шкал по методике ВРР:

Агрессивные

5 класс

Умеренно агрессивные

5 класс

Неагрессивные

5 класс

подростки

матери

подростки

матери

подростки

матери

Нетребовательность – требовательность

53,5%

51,5%

63,9%

42,7%

69,6%

55,7%

Мягкость – строгость

76,2%

86,6%

80,4%

80%

65,7%

65,6%

Автономность – контроль

61,2%

53,8%

59,5%

62%

63,5%

54,6%

Эмоциональная дистанция – близость

72,6%

59,6%

73,7%

59,6%

72%

70,4%

Отвержение – принятие

39%

84,4%

57%

82,6%

63,9%

90,5%

Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

66,7%

41,2%

70,8%

50%

68,1%

52,9%

Тревожность за ребенка

45,6%

52,3%

65,1%

56,3%

68,5%

68,2%

Непоследовательность – последовательность

50%

62,7%

54,8%

62,5%

64,6%

68,2%

Воспитательная конфронтация в семье  – авторитетность родителя

59,5%

56,9%

71,7%

60,1%

78,7%

63,3%

Удовлетворенность отношениями родителей  с ребенком

59,7%

34,6%

66,4%

39,2%

78,9%

50,7%


Умеренноагрессивные подростки в сравнении с их матерями оценивают своих матерей как более требовательных, авторитетных, более эмоционально близких, склонных к сотрудничествуи удовлетворенных взаимодействием, однако, менее принимающих.Неагрессивные подросткисчитают своих матерей более требовательными, контролирующими, сотрудничающими, авторитетными, удовлетворенными взаимоотношениями, но менее принимающими, чем представляется самимматерям.

Отметим, что общей для всех подростков тенденцией в 5-ом классе является расхождение в оценке принятия подростка матерью: по мнению подростков, их матери демонстрируют меньше принятия, чем представляется самим матерям.

С матерями подростков экспериментальной группы (7-ой класс) было проведено два лекционно-практических занятия, направленных на повышение родительской компетентности, и более десяти индивидуальных консультаций.

Сравнивая и анализируя результаты матерей, полученные по методике ВРР  в 5-ом и 7-ом классах, можно увидеть, чтотенденции, выявленные у матерей всех подростков в 5-ом классе сохраняются и в 7-ом классе. Материагрессивныхподростков оценивают себя как строгих, эмоционально отвергающих и непоследовательных, хотя показатели по этим шкалам методики ВРР за период с 5-ого по 7-ой классы заметно снижаются, но остаются достаточно высокими по сравнению с показателями по этим шкалам матерей других подростков. Материумеренно агрессивныхи неагрессивных подростковоценивают свой стиль воспитания как требовательный и контролирующий. При этом матери считают, что они тревожны, но авторитетны для подростков и удовлетворены взаимоотношениями с подростками.

За период проведения лонгитюдного исследования в изменении оценок матерями их взаимодействия с подростками  есть какобщие, так и различные тенденции.Матери всех подростков за период с 5-ого по 7-ой классы оценивают себя как менее строгих,менее контролирующих и менее эмоционально близких с подростками. При этом матери считают, что они большевзаимодействуют с подростками и более удовлетворены взаимоотношениями с ними. Различия проявились в том, что только материнеагрессивных подростков за период с 5-ого по 7-ой классы стали более адекватно оценивать своих детей и взаимодействие с ними.

В 7-ом классе после коррекционно-развивающих занятий также сравнивалисьпредставления подростков и их матерей о взаимодействии между ними. Агрессивные подростки считают своих матерей более требовательными и строгими, чем сами матери. По мнению подростков, матери жестко контролируют все сферы жизни подростков, однако, при этом они проявляютбольше сотрудничества, в сравнении с оценкой матерей. Матери же агрессивных подростков считают себя болеепринимающими, эмоционально близкими, авторитетными, последовательными, тревожными, удовлетворенными взаимоотношениями в сопоставлении с мнением подростков. Таким образом, представления подростков и матерей об их взаимодействии и отношениях не совпадают. Материдостаточно высоко оценивают свою близость к подросткам, частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях, степень своего родительского авторитета и полностью удовлетворены взаимоотношениями с подростками. Подростки же оценивают свои отношения с матерями как эмоционально отдаленные и конфликтные. Расхождения в оценке взаимодействия между матерями и подростками позволяют сделать вывод о дисгармоничном характере детско-родительского взаимодействия, нереалистичном образе взаимодействия с подростком у матерей и нарушениях в структуре детско-родительских отношений. Умеренноагрессивные подростки считают, что их матери требовательны, эмоционально близки, авторитетны и удовлетворены взаимоотношениями. Матери же умеренноагрессивных подростков оценивают себя как менее требовательных, эмоционально близких, но более принимающих, последовательных и тревожных. Таким образом, представления средне агрессивных подростков и матерей об их взаимодействии и отношениях в целом совпадают. Различия в оценках детско-родительских отношений могут проявляться из-за повышенной тревожности, неуверенности матерей в своей воспитательной позиции и стремлении подростков к автономии и самостоятельности.Неагрессивные подростки воспринимают своих матерей как более эмоционально близких, принимающих и более тревожных и удовлетворенных взаимоотношениями, чем сами матери.

Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков