Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования.
1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 3.20 Мб (Скачать)

На правах рукописи

Чепракова Елена Анатольевна

Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение  подростков

19.00.13 – Психология развития, акмеология

Автореферат  
диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических  наук

Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре возрастной психологии

Московского городского психолого-педагогического  университета

Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор Авдеева Наталия Николаевна

Официальные оппоненты: 

  • доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Прихожан Анна Михайловна
  • кандидат психологических наук, руководитель отдела клинической психологии Научного Центра Психологического Здоровья Российской Академии Медицинских Наук Ениколопов Сергей Николаевич

Ведущая организация: Психологический институт РАО

Защита состоится «24»  ноября 2011 года в 12 часов на заседании  диссертационного совета Д – 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «_____» ____________________________2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Кулагина И.Ю.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы агрессии (агрессивного поведения), жестокости и насилия в условиях современного общества. Тема агрессивного поведения детей и подростков широко обсуждается в средствах массовой информации, в научных публикациях, литературных произведениях и т.д. Педагоги, психологи, родители отмечают, что в настоящее время существенно возросло количество подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их противоправного поведения в будущем. В связи с этим, изучение причин проявления различных форм агрессивного поведения в подростковом возрасте является актуальной проблемой современной психологической науки.

Изучению феномена агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, которые  разрабатывались в рамках разных школ и направлений. Предметом исследования становились различия в понимании  агрессии (С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, С. Фешбах, A. Bandura, A. Bass и др.); причины формирования агрессии и агрессивного поведения  у детей и подростков (Р. Берон, Т.Б. Делова, Н.Д. Левитов, А.К. Осницкий, А.Р. Ратинов, Д. Ричарсон, О.Д. Ситковская, A. Bandura и др.); формы агрессивного поведения (Е.В. Куприянчук, С. Фешбах, A. Bass, D. Zilmann), а также способы его  профилактики и коррекции (Р. Кембелл, Г. Менденфилд, Л.М. Семенюк, А.Б. Петрова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина и др.).

В зарубежной психологии проводятся многочисленные экспериментальные  работы, направленные на выявление  причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у  детей и подростков: взаимосвязи  легитимного насилия и девиантного  поведения (А. Бандура, Р. Мертон, Р. Уолтерс); зависимости между дисциплинарными  воздействиями родителей и агрессивностью детей (Perry, Bussey, McCartny); агрессивного поведения  подростков как формы самоутверждения (А. Басс, Р. Вальтер, Р. Лазарус); манипуляции  сознанием с помощью средств  массовой информации (С.Г. Кара-Мурза, Ф. Клозе, П. Шампань) и т.д.

В отечественной психологии в последние десятилетия наибольшее внимание уделялось: выявлению биологических  причин агрессивности (И. Лалаянц); роли семьи и семейных отношений в  формировании агрессивного поведения (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.В. Толстых); специфике агрессивного поведения  детей различных половозрастных групп (А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Б. Беневольская); изучению психологических особенностей подростков-нарушителей (Л.Н. Собчик, Д.И. Фельдштейн); влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей  и подростков (С.Н. Ениколопов, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Следует отметить, что большинство  исследований по данной теме ведется  на дошкольниках, недостаточно представлены исследования факторов семейного воспитания, влияющих на развитие агрессивного поведения  у подростков, а также лонгитюдные  исследования. Поэтому нами было предпринято  лонгитюдное исследование влияния  стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков.

Объектом исследования является агрессивное поведение (агрессия) подростков, детско-родительские отношения.

Предмет исследования – особенности взаимодействия родителей с подростками, имеющими различные уровни агрессивного поведения.

Цель исследования – выявить факторы семейного воспитания, которые в наибольшей степени влияют на развитие агрессивного поведения у подростков.

Гипотезы исследования. Уровень агрессивного поведения у подростков зависит от стиля детско-родительского взаимодействия.

Факторами, способствующими  развитию агрессивного поведения у  подростков, являются: высокий уровень  родительской дисциплины; эмоциональное  непринятие, непоследовательность, противоречивость родительского воспитания и отсутствие сотрудничества родителей с подростками; неудовлетворенность агрессивных подростков и родителей (матерей агрессивных и умеренно агрессивных подростков) детско-родительскими взаимоотношениями.

Коррекционно-развивающие  занятия с подростками по программе  личностного роста, направленные на развитие умения распознавать и выражать агрессию в социально приемлемых формах, будут способствовать снижению уровня агрессивного поведения у  подростков.

Задачи исследования.

  1. Провести лонгитюдное исследование, направленное на выявление устойчивости уровня агрессивного поведения у подростков в период с 11 до 14 лет.
  2. Установить связи между агрессивным поведением и степенью адекватности самооценки подростков.
  3. Определить субъективное восприятие (оценку) агрессивного поведения подростков педагогами школы, работающими с ними.
  4. Установить факторы семейного воспитания (отдельно материнского и отцовского), в наибольшей степени влияющие на уровень проявления агрессивного поведения подростков.
  5. Провести коррекционно-развивающие занятия с подростками и лекционно-практические занятия с родителями. Определить их эффективность с точки зрения проявлений подростковой агрессии.

Теоретико - методологические основы исследования.

В своем исследовании причин, механизмов агрессивного поведения  подростков мы опирались на учение о закономерностях и условиях развития психики ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), научные  положения о развитии личности (Л. И. Божович, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, Л.Ф. Обухова); детско-родительских отношений (М.И. Лисина, О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова, А.Б. Холмогорова); агрессии и агрессивности  личности (Д. Доллард, С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Н.Н. Толстых, Л.М. Семенюк, A. Bandura, A. Bass и др.).

Исходным для нашей  работы стало общепризнанное в отечественной  и зарубежной психологии положение  о ведущей роли родительского  отношения в формировании психики  и личности ребенка.

Методы исследования

В работе использовались совокупность теоретических и эмпирических методов  исследования: теоретический, методологический анализ психологической, педагогической литературы; теоретический анализ эмпирических данных; количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.

В методический комплекс изучения агрессивного поведения подростков и факторов семейного воспитания, влияющих на развитие агрессивного поведения  у подростков, вошли:

  1. Методика Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессивности у подростков», модификация Л.М. Семенюк;
  2. Методика «Самооценка» (Лонг; Вилер, Хендерсон);
  3. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей);
  4. Методика ADOR – Подростки о родителях (отдельно о матерях и отцах) (Д. Шеффер, 1965), адаптированная для российской выборки (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына, 1994, 2004);
  5. Авторская анкета для учителей;
  6. Проективная методика для подростков «Продолжи предложение»: «Агрессивный подросток – это …»;
  7. Проективная методика «Выходной день в моей семье» (сочинение – рассказ подростков).

Эмпирическая база исследования

В качестве базовой экспериментальной  группы в течение трехлетнего  лонгитюдного исследования выступали  подростки, обучающиеся последовательно  в 5, 6 и 7 классах (56 учащихся) ГОУ ЦО № 1748 «Вертикаль» г. Москва, их матери (32 человека), педагоги (14 человек), а  также контрольная группа (26 человек, учащиеся 7-ого класса СОШ № 361 г. Москва).

Научная новизна и теоретическая  значимость работы

Полученные данные имеют  значение для понимания факторов семейного воспитания, в наибольшей степени влияющих на развитие агрессивного поведения у подростков, особенностей взаимодействия подростков с родителями.

Впервые проведено лонгитюдное  исследование устойчивости проявлений агрессивного поведения у детей  младшего и среднего подросткового  возраста.

Также впервые определены устойчивые стили детско-родительского  взаимодействия, отдельно для матерей  и отцов, влияющие на уровень агрессивности  у подростков.

Показано, что коррекционно-развивающие  занятия, направленные на развитие умения у подростков распознавать различные  проявления агрессии, как свои, так  и других людей, а также выражать агрессию в социально приемлемых формах, способствуют снижению вербальной агрессии и овладению способами  распознавания и адекватного  выражения агрессии.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в психологическом консультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и выводы исследования могут послужить основой для разработки программ повышения образовательного уровня и психологической компетентности родителей в воспитании детей и подростков. Данные материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов, а также при разработке методических пособий по проблемам семейного воспитания.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, использованием математической статистики.

Положения, выносимые на защиту

  1. На протяжении периода с 11 до 14 лет проявления агрессивного поведения у подростков являются устойчивыми.
  2. В восприятии агрессивных подростков устойчивыми факторами материнского взаимодействия и отношения являются требовательность, строгость, контроль, низкая эмоциональная близость, отвержение, низкая степень тревоги за подростков, непоследовательность, конфронтация и неудовлетворенность матерями взаимоотношениями с подростками.
  3. В восприятии агрессивных подростков устойчивыми параметрами отцовского воспитания являются противоречивость и непоследовательность воспитания.
  4. Коррекционно-развивающие занятия с подростками, направленные на развитие умения у подростков распознавать различные проявления агрессии, как свои, так и других людей и выражать агрессию в социально приемлемых формах, способствуют снижению подростковой агрессии.

Апробация работы и внедрение результатов

Основные положения и  результаты работы докладывались на конференциях и семинарах: II Всероссийская  конференция телефонов доверия  «Рубиконы детства. Переходные состояния  и экстремальные ситуации» (Череповец, 2008), VII межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые – московскому образованию» (Москва, 2008), окружные научно-практические семинары на базе окружных Центров г. Москвы (Москва, 2009, 2010). Также результаты работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры Возрастной психологии факультета Психология образования МГППУ в 2007-2011 гг. Материалы и результаты, полученные в исследовании, вошли  в содержание курса для начинающих и практикующих педагогов-психологов дошкольных и школьных образовательных  учреждений «Детско-родительские отношения. Привязанность к матери»; «Психолого-педагогические основы работы воспитателя кадетского корпуса» по теме «Возрастные особенности  воспитанников на этапах взросления. Особенности подросткового возраста».

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 105 наименований, из них 18 на иностранном языке, и приложения. Текст иллюстрирован 11 таблицами  и 12 рисунками. Общий объем работы 168 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются предмет исследования, цель и задачи исследования, раскрываются теоретико-методологические основания исследования, описываются методы работы, дается характеристика научной новизны, практической и теоретической значимости, представлены основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Определение понятия  «агрессия» и теоретические подходы  к изучению агрессии» посвящена обзору различных точек зрения в зарубежной и отечественной психологии на понимание сущности и истоков агрессии, а также проблемы агрессии в подростковом возрасте. Многие зарубежные специалисты в области социальных наук принимают такое определение агрессии: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Такой подход к определению агрессии разделяется и отечественными психологами (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, А.А. Реан, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева и др.). Это определение агрессии было принято и нами в настоящей работе. Следует отметить, что многие исследователи разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. При этом агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, а агрессивность рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Однако для дифференциации агрессии от других видов активности и взаимодействия людей необходимо учитывать следующее: агрессия определяется не только фактом причинения вреда или психологического дискомфорта (A. Bass), но и намерением, угрозой нанесения физического или психического вреда (Р. Крачфилд, Н. Ливсон, С. Фешбах, L. Berkowitz); она обусловлена социальными нормами поведения в определенной культуре (Л.М. Семенюк). Различают прямую и опосредованную агрессию, при этом объект ее может быть живой (Р. Бэрон, Е.В. Куприянчук, Д. Ричардсон) и неживой (Э. Фромм). При всем многообразии подходов общим моментом, с которым соглашается большинство авторов, является признание негативного влияния агрессии на развитие личности (Р. Бэрон, С.Н. Ениколопов, Д. Ричардсон, A. Bass, L. Berkowitz).

Информация о работе Влияние стиля взаимодействия с родителями на агрессивное поведение подростков